Живя в храме, Пермская галерея вместе с ценнейшими экспонатами спасла и его – от утилитарного использования

14 ноября, 15:01


В пятую годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1922 года, в Перми открыли художественный музей.

Спустя век галерею со столетним юбилеем поздравляли все, включая Президента России Владимира Путина. Между тем, как это часто бывает, история учреждения началась раньше официальной даты рождения.

Все началось в 1902 году, когда при Научно-промышленном музее открылся художественный отдел. Попечительский совет и основатели музея обратились к художникам-землякам с просьбой подарить ему свои работы. Те откликнулись на просьбу родного города, плюс Императорский фарфоровый завод прислал свои изделия. Из этих даров и начала складываться коллекция.

Эта коллекция к 1907 году пополнилась произведениями знаменитого живописца Василия Верещагина и его брата Петра Верещагина, работами выдающихся художников братьев Александра и Павла Сведомских, Николая Гущина. Важнейшая часть коллекции музея сформировалась благодаря его основателям, исследователям истории культуры Пермского края Александру Сыропятову и Николаю Серебренникову. В 1920-е годы они организовали исследовательские экспедиции, благодаря которым художественный отдел музея превратился в отдельную галерею.

– Представьте: только что закончилась Гражданская война, в Перми разруха, есть нечего. А город решает создать новый музей! На который нужно выделить деньги, дать сотрудников. Всего двух, но надо платить им зарплату, отапливать помещение, приобретать новые работы. Это был очень дальновидный шаг городских властей, увидавших в галерее повод для гордости, – рассказывает директор музея Юлия Тавризян.

Только за первый год работы новый музей пополнили 2858 экспонатов, а к 1925 году фонды насчитывали более четырех тысяч единиц хранения. Но…

– Галерея началась со 150 работ, – вступает в разговор Надежда Беляева, президент Пермской художественной галереи, проработавшая в ней сорок с лишним лет. – Александр Сыропятов и Николай Серебренников сформировали важнейшую часть фондов, собрав коллекции пермской деревянной скульптуры, золотого лицевого и орнаментального шитья, предметов культа и Строгановской иконы.

В 1929 году впервые в стране в музее открылась экспозиция современного искусства Урала, положившая начало собиранию искусства XX века. В Спасо-Преображенский кафедральный собор музей переехал в 1932-м, а спустя четыре года сменил название на привычное нам название – Пермская художественная галерея.

Первым экспонатом нового музея стал редчайший иконостас 1907 года, созданный Николаем Рерихом для церкви Казанской иконы Божьей матери в Перми по заказу Ивана Каменского, почетного гражданина города. По так и невыясненным причинам в 1935 году одна из икон, Архангел Гавриил, была отправлена в Екатеринбург, где и хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Но на время многочисленных выставок Архангел Гавриил возвращается на свое законное место.

Коллекция икон раздела «Древнерусская живопись», включающая произведения искусства XV–XVIII веков, размещена в алтарной части галереи. Среди них иконы из храмов Средней Руси, Урала и Русского Севера, а также сделанные мастерами из Москвы по заказу Строгановых. Наиболее ранний экспонат тут – икона «Благовещение» второй половиной XV века. Наиболее ценный экспонат – икона «Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах» 1580 года.

Самый частый вопрос, который задают сотрудникам галереи: какой экспонат из сокровищ можно назвать самым дорогим? Кто-то из специалистов называет картину «Усталая» Василия Верещагина, другой – работу фламандского живописца Якоба Йорданса, третий – гидрию, древне­греческий сосуд для воды IV века до нашей эры. Но безусловный эксклюзив галереи – Пермская деревянная скульптура, самая знаменитая коллекция, насчитывающая более 500 экспонатов.

Коллекция пермских богов пополняется и сегодня. Так, к прошлому юбилею одна жительница Перми подарила галерее деревянного ангела, который долго хранился в ее семье. В свое время супруг женщины нашел его на овощебазе и выменял у местных работников на водку. А когда мужчина ушел из жизни, вдова и передала фигуру галерее. И оказалось, что она – пара к той, что уже была в собрании!

У каждого бога и ангела есть свой характер, убеждена хранитель пермской деревянной скульптуры Евгения Шабурова. Один, например, капризный, перед отправкой на выставку начал сыпаться, хотя раньше такого не делал. Пришлось прислушаться и оставить на месте. В настоящее время коллекция известна на весь мир, она экспонировалась в Ватикане, Осаке, Париже и других городах мира.

Факт, что галерее в Спасо-Преображенском соборе давно тесно, уже стал общим местом. Еще в 1938 году Серебренников писал письма о том, что нужно другое здание. Сегодня в фондах насчитывается около 53 тысяч экспонатов, или 60 единиц на один квадратный метр. Многое из того, что хранится в сокровищницах, посетители не видели никогда. В течение года выставляется от силы 2-2,5 процента экспонатов.

И вопрос, наконец, решается. По словам Юлии Тавризян, строящееся новое здание на территории «Завода Шпагина» будет обладать большим фондо­хранилищем, просторными выставочными помещениями, реставрационным центром, кафе, сувенирной лавкой, образовательным центром, лекционно-концертным залом, библиотекой с читальным залом. Это будет комфортный музей.

– Сегодня у нас в силу того, что это здание является памятником архитектуры, нельзя ничего приспособить для маломобильных групп населения. Нельзя сделать пандусы, подъемники или лифты. Все это будет в новом здании, – поясняет Юлия Тавризян. – И самое главное – появится климат-контроль. Наконец будет постоянная температура и соответствующая нормам влажность воздуха. Мы избавимся от большой проблемы – плесени.

А пока в честь юбилея в галерее открылись три выставки с экспонатами античной расписной керамики, декоративно-прикладного искусства Востока, живописи, графики, редкими иконами из запасников, часть которых никогда не выставлялась. Кроме того, к концу года заработает новый сайт, посвященный деревянной скульптуре, экспедициям и открытиям или обобщению материалов, собранных служителями музея.

Маргарита Неугодова
Фото Владимира Бикмаева.



Новости Mediametrics: