СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Бег времени и сирота: Золушка по-пермски стала круглой

Бег времени и сирота: Золушка по-пермски стала круглой
Первым спектаклем, пополнившим афишу Пермского театра юного зрителя после смены художественного руководства стала «Золушка» (6+).

Первым спектаклем, пополнившим афишу Пермского театра юного зрителя после смены художественного руководства стала «Золушка» (6+).

Авторы и постановщики уверяют, что «такой Золушки еще ни у кого не было…» Оригинальная пьеса Ильи Губина (с 1 января 2022-го он руководитель литературно-драматургической части театра), конечно, основана на западноевропейских «бродячих» сюжетах, к которым обращались и Шарль Перро, и братья Гримм, и советский сказочник Евгений Шварц…

Вообще же самый древний вариант сказки известен с Древнего Египта. По тому сюжету пираты похищали девочку с маленькой ножкой и заставляли работать. Существует вариант и китайской сказки. Пермский драматург отразил все мотивы, но жанр определил оригинально – «бег времени».

Автор не переносил действие в современность. Нет, действие происходит условно во Франции, в некоем сказочном пространстве в предрождественский вечер. Появляется новый персонаж по имени Месье Бом (Роман Кондратьев / Яков Рудаков), он же главные городские часы. И многие повороты сюжета связаны со временем, ставшим центральной темой спектакля.

Время уходит у Короля (Александр Красиков / Александр Шаров) и у Мачехи (Татьяна Гладнева / заслуженная артистка РФ Ирина Шишенина). Золушка (Евгения Шишенина) тоже спешит бежать за временем, пытаясь не только успеть сделать все дела по дому, но и ухватить свое счастье и мечту. И благодаря этой погоне за временем сказочные герои станут близки и понятны нашим современникам.

Особенность пермского сюжета: Золушка – круглая сирота без отца и матери. Ее воспитывает только мачеха. От этого судьба девушки становится еще горше.

– В детстве, когда я читал эту сказку, смотрел то кино, я всегда думал: если папа, который, по Перро, женился на другой, так любит дочку, почему он позволяет так с ней обращаться? – размышляет Илья Губин.

В результате у героини исчез последний родитель. Единственный друг, с которым она разговаривает, когда утром делает уборку, – метла. Принц же предстал персонажем отнюдь не героическим, а трогательным и ранимым.

– Не часто доводится писать о счастливой любви, – отмечает драматург. – В отличие от канонической истории, любовь наших Принца и Золушки – не просто вспышка эмоций, возникшая на балу. Нет, их чувство обусловлено общностью интересов и схожестью судеб. И самый дорогой для меня момент в пьесе – диалог Принца и Золушки в саду, где они, вроде разговаривая о цветах, на самом деле признаются друг другу в любви. Однако неумолимый бег времени не дает разговору завершиться окончательным единением двух любящих сердец в этот раз...

Фея же (Виктория Ельцова / заслуженная артистка РФ Валентина Лаптева), как и положено, предстает ангелом-хранителем Золушки.

Поставила спектакль режиссер и хореограф, лауреат премии «Арлекин», балетмейстер Пермского академического Театра-Театра Ирина Ткаченко, для которой эта работа стала первым совместным творчеством с Пермским ТЮЗом.

– Работая над сценой диалога главной героини с Феей, я представляла, как бы проходил мой сокровенный разговор с собственным ангелом-хранителем. Представляете, если бы ангел материализовался, сколько вопросов можно было ему задать! А почему тогда было так, а потом по-другому? А где ты был, когда я упала и разбила коленку? Поэтому крестная Фея у нас – главная героиня, наравне с Золушкой! – улыбается Ирина Ткаченко.

В спектакле довольно много юмора и даже гротеска циркового характера, клоунады или, как говорит Ирина Ткаченко, волшебной эксцентрики. Актеры действительно осваивали клоунские приемы. Например, авторы придумали «озвучить» птичий рынок. После того, как художник Алексей Паненков нарисовал графически-черные косыночки и фартучки, персонажи с ними сразу стали походить на ворон. Так появились эти образы и прижились в спектакле.

Много и танцев, что объяснимо, поскольку Ирина Ткаченко – прежде всего хореограф. Необычно решена сцена бала. Как в моцартовском «Дон Жуане» (16+), на него приглашены представители всех сословий горожан, включая гостей из Средней Азии с их арбузами, дынями и грушами. Так главная героиня оказывается не в светском обществе, а среди людей своего круга.

Основная мысль пермской «Золушки», как и исторического сюжета, проста: если во что-то веришь и очень сильно чего-то хочешь, это обязательно случится. Поэтому важно верить в хорошее. Чем сильнее в него веришь, тем скорее оно наступит...

Над спектаклем также работали композитор Евгения Терехина, художник по видеоарту Наталья Наумова, художник по свету – номинант «Золотой маски» Евгений Козин.

Маргарита Неугодова
info@zwezda.su