Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
05.12.2025
16+
Происшествия

Заочная ставка: что не так в истории воина, похороненного на мусульманском кладбище в Нытве

Заочная ставка: что не так в истории воина, похороненного на мусульманском кладбище в Нытве
Виктор Чесноков. Фото: Асет Дударова
  1. Происшествия
Скромная могила. Ни креста, ни полумесяца, только горка песка, из которого уже пробился какой-то сорняк. И маленькая табличка: Чесноков Виктор Андреевич, годы рождения и смерти. Эта фотография попала даже на федеральные телеканалы. Общественники трубят: крещенного в православии русского воина, защитника Курской области похоронили по мусульманскому обряду на мусульманском кладбище, не дав близким попрощаться. Похоронили без воинских почестей, «как бомжа». Мы попытались поговорить со всеми участниками этой истории, чтобы понять, что же произошло на самом деле.

Параллельные вселенные

Нам удалось связаться с двумя основными участниками этой истории: Светланой Фаизрахмановой, приемной матерью Виктора Чеснокова, и Асет Дударовой, сожительницей погибшего. Последнюю публично обвиняли в попытке мошенничества с целью получения выплат по гибели участника СВО, называли неизвестной женщиной и выражали сомнения в том, что она имела хоть какое-то отношение к Виктору Чеснокову.

Женщины рассказали нам две истории про погибшего. И они абсолютно непохожи друг на друга: как две параллельные вселенные, в каждой из которых у Виктора совершенно разные судьбы.

Что известно достоверно? Родителей Виктора и его брата Александра лишили родительских прав. И c 2005 года они воспитывались в приемной семье Анатолия Худорожкова. Светлана Фаизрахманова – супруга Анатолия, но она не была ни официальным опекуном, ни приемным родителем братьям Чесноковым. Тем не менее, она воспитывала их, и оба называли ее мамой. Семья была на хорошем счету в органах опеки, кроме братьев Чесноковых в ней на воспитании было еще несколько детей. Все они на сегодняшний день уже достигли совершеннолетия.

В 2020 году Виктор отправился проходить срочную службу. Начинал в знаменитой учебке в Елани, а вот дальше истории разнятся…

История Асет*

*Редакция газеты «Звезда» предупреждает: все, написанное в этой части статьи, написано со слов Асет Дударовой. Редакция не принимает эти слова на веру, не несет за них ответственности, и выносит на суд читателя лишь как одну из версий описываемых событий.

Да, ей действительно 65 лет, как пишут в интернете. Представляется Асей. Так же, судя по скриншотам переписки, которые есть в распоряжении редакции, ее называл и Виктор Чесноков. В телефоне он записал ее как Ася زوجة (жена по-арабски). Судя по этим же скриншотам, у Аси есть сын Али.

Фото: Асет Дударова
Фото: Асет Дударова

Как говорит Ася, после учебки Виктор ушел служить на флот. Там случился конфликт — Чесноков «подрался с капитаном корабля» и получил срок. Год провел в колонии, где и принял ислам (задолго до знакомства с Дударовой). После освобождения вернулся в Нытву, но домой его не пустили. Светлана Фаизрахманова, по словам Аси, не стеснялась в словах: «Ты нам больше не сын. Живи, где хочешь». Виктору пришлось снимать угол у некоего дяди Вити, а затем он решил перебраться в Москву.

В Москве он устроился на работу, где в 2022 году познакомился с Асей. Между ними вскоре возникли чувства, и они начали жить вместе. Позже к ним из Нытвы переехал родной брат Виктора, Александр, и Чесноков помог ему устроиться в ту же организацию, где трудились они с Асей. Так и жили: втроем дома, втроем на работе.

Братья Чесноковы. Фото: Асет Дударова
Братья Чесноковы. Фото: Асет Дударова

Параллельно Виктор не оставлял попытки наладить отношения с семьей. Но не удавалось. На звонки зачастую отвечала Светлана и прямым текстом говорила, что от него им с Анатолием нужны только деньги. «Пересылай через брата и все», — вспоминает слова Фаизрахмановой Ася.

В 2022 году Виктор заключил контракт с Минобороны РФ. Перед отправкой в зону СВО он предлагал Асе оформить брак официально, но она не торопилась: «Успеем еще».

В это же время якобы вспыхнул странный конфликт с братом. Тот попытался украсть у Виктора паспорт. А объяснил это так: «Если ты погибнешь, все деньги достанутся ей», — рассказывает Ася.

Александр Чесноков. Фото: Telegram-канал Александра Чеснокова
Александр Чесноков. Фото: Telegram-канал Александра Чеснокова

— То есть, понимаете, человек еще даже на войну не ушел. А родной брат беспокоится о том, кому пойдут деньги, когда он умрет. Мне эти деньги не нужны. Если бы можно было выбрать деньги или мужа, я бы выбрала мужа, — объясняет Дударова.

24 мая 2025 года Виктор погиб. Весть стала для Аси шоком. Приемные родители отказались хоронить Виктора. Она поехала в Нытву, чтобы организовать похороны. Брат же Виктора пропал, на работе также не появляется. Организацией похорон занялась Ася. Виктора похоронили на мусульманском кладбище. Она планирует установить любимому памятник.

История Светланы**

**Редакция газеты «Звезда» предупреждает: все, написанное в этой части статьи, написано со слов Светланы Фаизрахмановой. Редакция не принимает эти слова на веру, не несет за них ответственности, и выносит на суд читателя лишь как одну из версий описываемых событий. Добавим, после нашего разговора Светлана запретила нам «писать что-либо от имени нашей семьи», но, ввиду широкого общественного резонанса, редакция приняла решение опубликовать детали этой беседы.

Сначала мы пытались связаться с Анатолием, приемным отцом Виктора. Но трубку брала Светлана. В результате, он присутствовал при разговоре на громкой связи.

Историю Аси Дудоровой Светлана назвала «враньем высшей категории». По ее словам, срочную службу Виктор проходил сначала в Елани, а потом где-то на границе с Украиной, где его пытались уговорить подписать контракт, но он отказался. Про драку с капитаном корабля и последовавшую за этим отсидку Светлана ничего не знает: с ее слов, после армии Виктор сразу переехал в Москву.

Через некоторое время к старшему брату в столицу перебрался и Александр Чесноков. Виктор помог ему устроиться, помог с жильем.

И в 2024 году неожиданно решил отправиться на СВО. Перед отправкой он попросил переслать в Whatsapp (принадлежит экстремистской организации Meta) данные приемного отца: чтобы вписать их в личное дело, на случай если с ним что-то случится. «Мы побоялись передавать паспортные данные в ватсапе, вдруг мошенники, — рассказывает Светлана, — И я ему сразу сказала: мы ни на какие выплаты права не имеем, тебе уже больше 18 лет. У тебя есть родной брат, его вписывай».

О том, что Виктор принял ислам, и о существовании Аси Светлана и Анатолий узнали фактически на похоронах в мечети.

Военком позвонил с вестью о гибели Виктора примерно за два дня до похорон. Он предложил приемным родителям организовать похороны, но они отказались. Светлана объяснила это тем, что формально они Виктору никто: их роль в качестве приемной семьи закончилась в день его совершеннолетия. По закону ближайший родственник Виктора — его родной брат, Александр.

Договорились с военкомом, что свяжутся с братом. Со слов Светланы, Александр потребовал, чтобы тело отправили в Москву. «Но Ася нас обошла», — говорит Светлана. «Даже если бы мой ребенок принял не ислам, а буддизм, я бы его все равно приняла. Любая мать принимает своего ребенка таким, каким он есть», — говорит Светлана.

Со слов военкома, он сам не знал, когда «груз 200» приедет в Нытву, но уже через два дня Светлане пришла смс с приглашением на похороны в мечеть.

Тело Виктора лежало в пристройке на полу. Светлана звонила военкому, пыталась выяснить, что происходит. Случился конфликт, помощник имама нытвенской мечети Тимур Мансуров выпроводил приемных родителей с территории. На похоронах они присутствовать не смогли.

Памятник

Памятник на могилу Виктору обещала установить Ася. Но и вокруг эскиза памятника возник конфликт. На нем было написано «Чесноков Нух, сын Андрея».

«Почему так? — возмущается Светлана, — на других памятниках на этом же кладбище по паспорту, а у Виктора вот такое. Мы уже согласились, что тревожить не будем, пусть здесь лежит. Все благоустроим, но хотя бы сделайте все как положено».

В середине октября памятник был установлен на средства Асет. Ухаживает за могилой Тимур Мансуров.

Фото: Асет Дударова
Фото: Асет Дударова

Нестыковки

В публичных выступлениях Светланы Фаизрахмановой и ее «представителя», известного пермского националиста, неоднократно судимого по экстремистским статьям Романа Юшкова, регулярно упускается из виду одна важная деталь. Первый звонок с предложением организовать похороны Виктора военком сделал именно им. Но они отказались. Потом он позвонил родному брату, Александру. Тот, по нашим данным, тоже отказался.

По версии семьи, он якобы требовал отправить тело в Москву. По версии Асет, она уговорила его отказаться от организации похорон, чтобы провести все по мусульманскому обряду. И якобы заплатила ему за это. Достоверно известно, что брат на похороны не приехал, и, по версии военкомата, дал согласие на похороны по мусульманскому обряду.

И, лишь получив отказ и от приемных родителей, и родного брата, военком позвонил Асет, которая была указана в личном деле погибшего как близкий человек. Ее контакт военкому дали в части, где служил Виктор.

Александр в эфире «Царьграда» (18+) заявил, что жил с братом в Москве, но ничего не знал о принятии ислама. По его словам, Виктор жил светской жизнью и никакой Аси рядом с ним не было. К слову, со «Звездой» он общаться отказался.

В доказательство версии Аси у нас есть несколько скриншотов переписок и свидетельство хозяйки квартиры, которая подтвердила, что ее снимали трое: братья Чесноковы и Ася. «Мне неинтересно, в каких отношениях они были, мне важно, что платили они вовремя», — говорит Валентина, хозяйка квартиры.

Ася не смогла предоставить ни одной совместной фотографии с Виктором (с ее слов, она не любит фотографироваться), но нашла несколько фотографий Виктора и его брата, которых мы не смогли найти в открытом доступе.

Самая важная нестыковка в показаниях Светланы: она утверждает, что ничего не знает про тюремный срок Виктора. Нам удалось выяснить, что в 2021 году он был осужден Воронежским гарнизонным военным судом за грабеж группой лиц. И отбывал наказание в одной из пермских колоний. С версией Асет про срок за драку с капитаном это тоже не бьется, но почему мать не знала о судимости сына — вопрос.

Скандал на похоронах

Светлана утверждает, что она обнаружила гроб с Виктором в подсобке у мечети, на полу. Помощник имама нытвенской мечети Тимур Мансуров показал нам, как выглядит это помещение. Это не подсобка, а специальная комната, где моют покойников и хранят тела до похорон. Выложена кафелем, есть специальные козлы, на которые можно установить гроб. С его слов, ему пришлось выгнать Светлану и Анатолия из-за того, что он опасался, что женщина сорвет обряд: она кричала, ругалась и провоцировала его. Но в итоге супруги вернулись и присутствовали на церемонии отпевания. На само кладбище они уже не пошли.

Соседи Худорожковых характеризуют Светлану как сутяжницу, которая регулярно с кем-то конфликтует и пишет жалобы в разные органы. Несколько лет назад у нее якобы уже был конфликт с Тимуром Мансуровым на национальной почве. К слову, Тимур — татарин по национальности, коренной житель Нытвы. Анатолия называют «человеком без активной жизненной позиции».

Воинские почести

Тимур Мансуров рассказал, что происходило в день похорон. По его словам, тело привезли рано утром. В обычный деревянный гроб был вложен цинковый, запаянный. Его вскрывать не стали. С телом был сопровождающий, сослуживец Виктора. Но ни флагов, ни другой атрибутики не было.

Документы Виктора привезла Ася. Позднее приехала Светлана с мужем. Бегала по мечети в обуви, кричала, называла Асю «старухой». Анатолий в основном молчал.

Место для могилы выбирали, со слов Мансурова, с уважением к мученической смерти воина. В первом ряду, недалеко от братской могилы мусульман, погибших в годы Великой Отечественной.

«Претензии Светланы о том, что памятника до сих пор не установили, странные. Никто сразу памятник не ставит, нужно земле дать осесть. А памятник есть, его заказала и оплатила Ася. Похороны были бесплатные, расходы взяла на себя община», — говорит Тимур Мансуров.

С его слов, еще с советских времен повелось, что у мусульман имена, данные при рождении, и те, что в паспорте, не совпадают. На могилах всегда пишут имя, данное родителями, или при принятии ислама. Похожая традиция есть и в православии, где имена данные при крещении, также не всегда совпадают с «паспортными». Но и у мусульман, и у православных, воля родных покойного в этом вопросе всегда выше обычая.

Деньги

Несмотря на то, что в разговоре с журналистами и Светлана, и Асет говорили о том, что на деньги не претендуют, на деле оказывается, что это не совсем так.

Часть денег по гибели Виктора приемная семья уже получила — материальную помощь, положенную членам семей погибших военнослужащих. Основные суммы могут быть выплачены по решению суда, если Худорожков докажет, что именно он фактически воспитывал Виктора (это обязательная процедура, и проблем возникнуть не должно).

На выплаты претендует и Асет. В разговоре с нашим журналистом она заявила, что после того, как Светлана выгнала Виктора из дома, у нее нет прав ни на какое его наследство. Однако никах (бумага, свидетельствующая о браке, заключенном по мусульманскому обряду), конечно же, не является документом, дающим право на наследство. Так что и ей придется доказывать свое право в суде.

На выплаты может претендовать и брат Виктора, как ближайший родственник, но намерен ли он предпринимать какие-то действия в этом направлении, нам неизвестно.

Пляски на костях

Достоверно известно лишь одно: Ася в качестве организатора похорон появилась лишь после того, как и приемные родители, и родной брат отказались от предложения военкома принять в них участие. И, вероятнее всего, если бы они этого не сделали, никакого скандала бы не было. И Виктор Чесноков покоился бы на христианском кладбище. Только вот чего бы хотел сам Виктор? Этого наверняка мы узнать уже не сможем.

После отказа родных от организации похорон все претензии от Светланы в адрес Асет выглядят странно. Светлана в беседе с нашим журналистом сообщила, что готова смириться с тем, что Виктор похоронен на мусульманском кладбище, лишь бы могила была обустроена прилично. Но нам сообщают, что за могилой ни она, ни Анатолий Худорожков не ухаживают, памятник сами не заказывают, лишь спорят о том, как должен выглядеть памятник, заказанный Асей.

Делать вывод о том, кто в этой истории прав, а кто виноват, нельзя. Слишком много в ней противоречий и нестыковок.