Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
09.12.2025
16+
Архив

В Гражданскую войну в Перми активно выпускали плакаты против Колчака

В Гражданскую войну в Перми активно выпускали плакаты против Колчака
​Более века назад, когда на Урале полыхала Гражданская война, в сражениях принимали участие не только солдаты, но и художники. Они иллюстрировали газеты, журналы, их рисунки использовались в листовках и воззваниях.

В 1918 году начала формироваться 3-я армия для противостояния полчищам Колчака, накатывавшим из Сибири. И как было заведено тогда у большевиков, в ней был создан политический отдел, сотрудники которого занимались агитацией и пропагандой за советскую власть. И, конечно, там без художников не обошлось. Одна из важнейших задач их деятельности – выпуск плакатов – это самая простая и доходчивая форма воздействия на граждан.

Летом 1918 года в Перми Союз свободных художников организовал конкурс на лучший плакат. Он был приурочен к первой годовщине Октябрьской революции. Победу в нем одержала работа одного из руководителей этого союза Дмитрия Николаева «Вперед на бой пред нами день, великий день освобожденья!». На плакате изображен красноармеец, бегущий в атаку с винтовкой в руке. Этот рисунок, дошедший до наших дней, один из самых первых плакатов той поры.

Но вскоре Колчак взял Екатеринбург, корпус генерала Пепеляева вышиб красных из Перми и художники, в большинстве своем оставшиеся под белыми, временно прекратили рисовать революционные плакаты. Конечно, все работы на эту тему припрятали, а многие и вовсе не сохранились. Но плакат Николаева уцелел чудом. Его прибрал известный впоследствии преподаватель живописи Иван Туранский.

А уже в 1931 году этот плакат увидел основатель пермской галереи Николай Сереб­ренников. Туранский сказал ему, что, если бы эту работу нашли колчаковцы, с ним бы расправились, но пронесло. Он также рассказал Сереб­ренникову, что плакат хоть и признали лучшим на конкурсе, но из-за быстрого наступления Колчака отпечатать его не удалось. Так что этот рисунок остался в единственном экземпляре и сейчас хранится в Пермской художественной галерее. А его автор Николаев преподавал в школах рисование, в художественном техникуме читал лекции по анатомии, перспективе и истории искусств. Потом он уехал в Краснодар.

Еще одним художником, работавшим в те годы в Перми, был Иван Микрюков. Он вступил в Красную армию в 1918 году, а когда Колчака прогнали с Урала, остался здесь и наряду с другими работами активно рисовал плакаты на разные темы. И против белогвардейцев, и о ремонте паровозов, и о соблюдении гигиены и борьбе с тифом и разрухой.

В запасниках пермской галереи хранятся десятки плакатов времен Гражданской войны, но рукописные оригиналы остались только от Микрюкова. Всего их восемь экземпляров. Сам же Иван Микрюков после окончания боевых действий на Урале работал художником в клубе пушечного завода в Мотовилихе, а проживал в Верхней Курье. Официально же он был трудоустроен как «специалист сатиры и плакатов, работающий при Пермском РОСТА».

РОСТА – так называлось в те годы Российское телеграфное агентство. Информацию от него вывешивали на улицах, там, кроме новостей, были рисунки, карикатуры и даже стихи, которые для этого специально писал, например, Маяковский. Эти плакаты назывались «Окна РОСТА».

Иван Микрюков позднее переехал в Екатеринбург, где трудился в местной газете, рисуя карикатуры на злобу дня. Позднее он перебрался в Киргизию, где и проживал до 1956 года.

Его плакаты исполнены в разной манере, видимо, как того требовал политический момент. Есть рисунок в стиле народного лубка, где показаны дружеские отношения красноармейца, рабочего и крестьянина. На некоторых из таких работ есть даже довольно примитивные стихи: «Дети твои шли в услуженье, За труды получая позор! Жена встречала тебя пьяного, Получая побои порой!» А на плакате, посвященном ремонту паровозов, изображено депо, куда с деловитым видом, с кувалдами на плечах идут рабочие: «Бей чаще и крепче молотом, пермяк!»

Плакаты рисовали и в 20-е,и в 30-е годы. Но всплеск этого творчества совпал с началом Великой Отечественной войны. До этого в Перми просто перерисовывали картинки из центральных газет и журналов. Но они, как правило, выходили в одном экземпляре. Было решено увеличить тираж до сотни. И плакаты к тому времени получали уже из ТАСС – «Телеграфного агентства Советского Союза».

Многие из этих работ сохранились и сейчас хранятся в пермской галерее. Возможно, после того как она окончательно переедет в новое здание, будет организована их выставка.