Как известно, работа с выдающимися произведениями музыкального театра ХХ века — один из ключевых векторов программной политики Пермской оперы.В последние годы афиша театра пополнилась такими интересными названиями, как «Человеческий голос» Франсиса Пуленка, «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока, «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева и «Река Керлью» Бенджамина Бриттена. Этот знаковый список продолжает последняя оперная премьера сезона 2023/2024 — «Похождения повесы» Игоря Стравинского.
В 1947 году Игорь Стравинский вдохновился циклом из восьми гравюр английского художника XVIII века Уильяма Хогарта «Похождения повесы» — историей наивного провинциала Тома Рэйкуэлла, доведенного соблазнами светской жизни Лондона до сумы, тюрьмы и Бедлама. Спустя четыре года в венецианском театре La Fenice прошла премьера одноименной оперы по либретто английского поэта Уистона Хью Одена. «Похождения повесы» подводят черту под неоклассицистическим периодом творчества Стравинского, длившемся три десятилетия.
Этой оперой дебютирует Андрей Прикотенко, главный режиссер новосибирского театра «Красный факел» и один из ведущих постановщиков российской драматической сцены. С ним в тандеме работают дирижер Федор Леднев и художница Ольга Шаишмелашвили.
— Стравинский — моя давняя любовь, — говорит Фёдор Леднёв, — бесконечно интересный, бесконечно разнообразный, бесконечно глубокий. Интерес к новой музыке в принципе зародился у меня из интереса к Стравинскому — он начался с «Симфонии псалмов» и распространился потом на все его произведения. Каждое из них приносит наслаждение качеством музыки, вызывает пиетет и острое желание детально разобраться в том, как оно устроено — особенно если речь идет о таком крупном и значительном полотне, как «Похождения повесы».
По словам Андрея Прикотенко, Стравинский и Оден выстраивают фаустианский треугольник, в котором все вроде бы разведено по полюсам. У протагониста оперы Тома Рэйкуэлла есть собственный Мефистофель — Ник Шэдоу, есть свой ангел-хранитель — Энн Трулав. Но чем дальше вы вслушиваетесь в музыку оперы, чем пристальнее всматриваетесь в ее драматургию, тем очевиднее, что в «Похождениях повесы» все переплетено со всем: человеческое и дьявольское, их неспособность существовать друг без друга и то, с какой легкостью они порой меняются местами, стирая грань между мистическим и обыденным.
Премьера «Похождений повесы» состоится в рамках Дягилевского фестиваля-2024 в июне.