Пока зрители собираются, действо просачивается в камерное пространство зала фрагментами записи тщательно собранных воспоминаний владельцев пианино «Кама», с продукцией которой Пермь ассоциировалась шесть десятков лет. Фоном звучит и само фортепиано «Кама», за ним сидит композитор Антон Колбин, написавший музыку для проекта. Видеоряд спектакля, конечно, несет определенную смысловую нагрузку, но она, скорее, служебная. Несущей конструкцией здесь является подробно разработанный аудиоряд: саундтрек, куда «вмонтированы» звуки фабричного производства и индустриальные шумы плюс живой ритмический текст чтиц-вокалисток. Время от времени из текста выпадают монотонные впечатанные словоформы профессиональной лексики, и вы вздрагиваете от повторяющегося: «Цвиковать…Цвиковать…Цвиковать…».

Цвиковать, если кто не знает, — это настраивать струны на пианино после их наложения и смены колков. Цвиковка – первоначальная настройка струн, по хронологии один из первых процессов, который старательно воссоздается в воспоминаниях бывших сотрудников и их близких. Другие стадии изготовления фортепиано — установка молоточков, лаконаливка, шлифовка, полировка, установка демпферов для заглушения струн – подробно проговариваются-пропеваются буквально на разные лады. В общем, священнодействие для избранных, а не плановое советское производство…
Эта ритуальность и даже сакральность процесса, о котором с экрана вещают сотрудники-адепты, не могла не перекочевать в спектакль, обозначенный как музыкальный перформанс, где чтицы больше похожи на жриц, а вербатим – на чтение сакральных текстов.

Да и чем в СССР была фабрика «Кама», если не божеством в пантеоне советских брендов, чьи образцы полагалось иметь каждой интеллигентной семье! Если точнее, в каждой четвертой советской семье. Созданный на стыке документального и музыкального театров с применением техник сторителлинга, вербатима, интервью, документального кино, этот спектакль содержит целый спектр информации, начиная с выставляемого госплана и заканчивая ценой продажи инструмента, которая оказывалась на порядок ниже, чем себестоимость. Впрочем, многочисленные элементы информационного ряда здесь, скорее, опоры, на которых крепится «тело спектакля», этакий сплав ностальгического прожектора воспоминаний, высвечивающего и сопоставляющего кусочки повторяющихся фраз, звуков, кадров документальной киноленты «Ноктюрн. Рождение пианино» (1975 г, Пермский радиотелецентр) и, конечно, голосов.
«Папа приходил домой, от него пахло фабрикой…». «На твоем инструменте, Татьяна, можно давать филармонический концерт…». «Я работала на ОТК – приходил директор, велел не придираться…». «На сборку одного пианино уходило в среднем 22 дня. Сборка состояла из двадцати операций». «Почти все приходилось делать вручную, а работали на фабрике в основном женщины».

Спектакль «Кама. Фабрика» театра-лаборатории «Открытый код» тоже «собран вручную», но комплектующие пришлось изготовить самим, и это, конечно, эксперимент. Чтицы выхватывают фрагменты фраз из транслируемых коротких рассказов, точно пробуя их на вкус и вставляя в иной контекст. Получается нечто вроде трансформированного эха, долетевшего до сегодняшнего дня путем многочисленных отражений.
Чтобы их получить, потребовалась масштабная работа по сбору самого разного материала, начиная с информации о мастерской Афонасия Рудометова по ремонту и настройке пианино (1923г.), создания пермского «Музпрома» (1937г.), преображения в Пермское музыкально-производственное объединение «Кама» (по-нашему, холдинг, куда также входили Кунгурская, Сарапульская и Ижевская фабрики). Его расцвет пришелся на директорство Василия Павловича Грищенко и 80-е годы ХХ века, а закат и ликвидация – на 1996-й. Одну из основных ролей в поиске материала сыграла Татьяна Бахарева, собиратель документов об истории фабрики «Кама».

Вихрем мелькают черно-белые кадры, цифры, фамилии, даты, официальные документы, истории, которые авторам спектакля интересны не сами по себе, а как отзвуки давно ушедшей эпохи, атлантиды советских времен. Уникальность проекта в том, что он создан полностью на местном материале и выстроен вокруг одного из главных символов региона и даже страны. Символ давно стал историей, а сейчас – и предметом изучения и фиксации в виде перформативного спектакля. Он поставлен так, что его можно давать на самых разных городских площадках, связанных с историей и музыкой. Премьерные показы прошли в Доме Мешкова и кафе Lemon Tree.
Проект «Кама. Фабрика» — это своеобразное продолжение документального спектакля «Юманов. Первый рояль» (12+), созданного театром «Открытый код» совместно с Пермским краеведческим музеем в 2024 году. Сегодня в афише театра – шесть названий. Помимо «Юманова» (12+) и «Кама. Фабрики» (12+), это документально-музыкальный спектакль «Метель-5» (16+) по легенде о сивинском ямщике Иване Макарове (возможный автор стихов к романсу «Однозвучно гремит колокольчик»), «Кузнецов; Фотоистория города» (12+), «#батинархив» (16+).
Несмотря на совершенно разный исходный материал, героев, место и время действия, они имеют очевидные внутренние рифмы и оригинальный способ подачи сценического текста, где нет ни одной случайной детали, а драматургическая конструкция выстроена с учетом всех вводных. Театр «Открытый код» родился совсем недавно, но за несколько лет успел не только заявить о себе, но и создать собственную нишу, что, конечно же, выглядит очень серьезной и перспективной заявкой.