80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
19.06.2025
16+
Транспорт

Пермский опыт управления СИМ: другие города берут пример

Пермский опыт управления СИМ: другие города берут пример
Фото: автор текста
  1. Транспорт
Вопрос регулирования использования средств индивидуальной мобильности (СИМ), в том числе электросамокатов, стал актуальной темой для многих российских городов. С ростом популярности этого транспорта возрастает и необходимость упорядочивания его использования в городском пространстве. Пермь стала одним из первых городов, внедривших системные меры по регулированию размещения и передвижения СИМ, и сегодня к ее опыту обращаются другие регионы.

Пермь: с инициативой — одной из первых

Еще в марте 2024 года депутаты Пермской городской думы утвердили изменения, согласно которым СИМ можно размещать только на велопарковках. Однако в центре города и на улицах особого градостроительного значения такие парковки недоступны для электросамокатов. Эта мера направлена на обеспечение порядка, безопасности пешеходов и защиту городской инфраструктуры.

Такое решение, пожалуй, положило начало новому подходу к интеграции СИМ в транспортную систему крупных городов. Где-то используют методы, похожие на пермские, где-то более радикальные. Рассмотрим некоторые меры, принимаемые властями российских городов для «очистки» центра от электросамокатчиков.

Первый запрет на движение в центре

Зеленоградск (Калининградская область) в феврале 2025 года стал первым городом в России, полностью запретившим движение арендованных СИМ в исторической части города. Такое новшество связано с большим потоком туристов.

От единичного случая — к устойчивой тенденции

Власти ряда российских городов также пришли к выводу о том, что электросамокатам не место в центре, и ввели соответствующие ограничения.

Так, зимой 2025 года был введен запрет на использование электросамокатов в центральной части Тулы. Весной такое же решение приняли в Кургане — в отношении кварталов, прилегающих к площади Ленина. С июня 2025 года запрет начал действовать и в центре Благовещенска, включая площади и парковые зоны.

Екатеринбург готовит аналогичные меры — ожидается, что в числе зон, закрытых для СИМ, будут набережная городского пруда, улица Вайнера и территория у «УГМК-Арены».

Санкт-Петербург, Казань и Челябинск — курс на парковки, по примеру Перми

В некоторых городах ездить на электросамокатах в центре можно, а вот парковать их здесь — нет.

Так, в августе 2024 года Санкт-Петербург реализовал масштабные ограничения: в четырех центральных районах города (Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском) запретили парковку прокатных электросамокатов.

Казань с начала июня 2025 года также решила исключить самокаты из исторического центра, включая туристические зоны в районе Казанского кремля. Решение о запрете парковки СИМ принято на фоне многочисленных жалоб горожан на небезопасное движение и хаотично разбросанные на улице электросамокаты.

Челябинск в мае 2025 года запретил парковать СИМ в парках, дворах, на узких тротуарах, возле памятников и социальных объектов.

Международный контекст: Париж

Стоит отметить, что международная практика идет еще дальше: с 1 сентября 2023 года в Париже полностью запрещено использование электросамокатов, включая арендуемые. Это решение объясняется стремлением обеспечить безопасность и порядок в общественных пространствах.

На фоне масштабных изменений Пермь продолжает демонстрировать системный и взвешенный подход к регулированию СИМ. Пермский опыт иллюстрирует общенациональный вектор: российские города стремятся к безопасному, продуманному использованию новых видов транспорта, вписывая их в городскую среду.