Современный транспорт
Во время «Часа депутата» вместе с заместителем главы администрации города Перми Дмитрием Галихановым отправились в муниципальное предприятие «Горэлектротранс», чтобы обсудить работу по развитию городского общественного транспорта и лично оценить результаты этой работы.

В своем докладе Дмитрий Галиханов рассказал, что в этом году были заключены новые пятилетние контракты с перевозчиками по 41 автобусному маршруту. В результате максимальный срок эксплуатации автобусов сокращен с семи до пяти лет, повышены требования к качеству систем оплаты проезда, безопасности и климатическому оборудованию транспорта, обновлен подвижной состав.
В этом году на линию вышло 383 новых автобуса, из них 109 особо большого класса. Еще 59 новых автобусов большого и особо большого классов выйдут на линию до конца этого года. Таким образом, Пермь становится лидером среди российских городов-миллионников по запуску автобусов-гармошек, не считая Москвы и Санкт-Петербурга.
Развивается сервис и инфраструктура
Развиваются и сервисы общественного транспорта. Увеличения количества валидаторов и QR-кодов делает оплату проезда более удобной, а сами устройства регулярно проверяются на исправность. Запускаются новые способы оплаты в приложении с СБП-счета и с помощью Bluetooth-меток.
Город усиливает контроль оплаты проезда. В числе таких мер – регулярные рейды на наиболее «безбилетных» маршрутах, установка кнопок вызова «Росгвардии». В результате работы административной комиссии по рассмотрению дел о безбилетном проезде сумма поступивших средств от назначенных зайцам штрафов за девять месяцев этого года выросла с 13 до 35 млн рублей. Все эти меры позволили за первое полугодие 2025 года снизить долю безбилетных пассажиров на 3,9 процента.
Развивается и инфраструктура общественного транспорта. До конца года в Перми будет установлено в целом 168 «умных остановок». В 2026 году количество павильонов, оснащенных сервисами, планируется увеличить до 267, к 2027 году – до 307.
Прямая речь
Дмитрий Малютин, председатель Пермской городской думы:
– Городской транспорт, общественные перевозки – важнейшая составляющая нашей городской жизни, от которой зависит ее ритм и комфорт. За время реализации транспортной реформы был заложен фундамент для развития этой отрасли. У нас появился новый, комфортабельный, современный транспорт, различные способы оплаты. Мы перешли на брутто-контракты, и сегодня перевозчики уже не борются за пассажира, не подрезают друг друга и не останавливаются посередине улицы, чтобы к ним зашло побольше пассажиров. Нельзя сказать, что наш транспорт идеален. Всегда есть место для улучшений. Но если сравнивать с тем, каким он был пять-десять лет назад, стало гораздо лучше. И наша задача – продолжать улучшать качество перевозок.
Наталья Мельник, первый заместитель председателя Пермской городской думы:
– «Горэлектротранс» – наше крупнейшее предприятие по перевозке пассажиров. Мы остались довольны тем, что увидели: у нас новые автобусы, очень комфортабельные. На будущую трехлетку на развитие нашего транспорта заложено 34 млрд рублей. Это значит, работы по созданию удобного и комфортного общественного транспорта продолжатся. Новые трамвайные пути, новые автобусы и трамваи, думаю, жителям Перми все это понравится.
Максим Спиридонов, заместитель председателя Пермской городской думы:
– За последние несколько лет общественный транспорт в Перми сделал серьезный шаг вперед во всех отношениях. Это касается и выстраивания прозрачных и понятных отношений между городом и перевозчиками, и развития инфраструктуры, и формата оплаты проезда, и обновления подвижного состава. У нас сегодня автобусы – пожалуй, самые молодые в России. Но транспортная отрасль – это живой организм, и наша задача – с помощью тонкой настройки продолжать его развивать, чтобы транспорт был комфортным для жителей.
Арсен Болквадзе, депутат Пермской городской думы:
– Сейчас мы находимся на стыке, когда меняются подрядчики на городских маршрутах. Иногда возникают определенные сложности с соблюдением графиков движения, например, в отдаленные районы. Жители с этими вопросами приходят на депутатские приемы. Но должен сказать, что департамент транспорта ни разу не проигнорировал обращения граждан. Департамент и администрация в целом прилагают все необходимые усилия для решения возникающих проблем. Так что ведется постоянная работа для того, чтобы передвижение на общественном транспорте в городе было для людей комфортным.