Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
09.12.2025
16+
Общество

Как по царскому указу в Сибирь дорогу построили

Как по царскому указу в Сибирь дорогу построили
В память о трудах на дороге установлены таблички, камни и кресты с именем Артемия Бабинова. Фото: Википедия
  1. Общество
В 1595 году, 430 лет назад, по указу царя Федора Иоанновича начал строиться прямой путь через Урал в Сибирь. Руководил этим казенным проектом житель Соликамска Артемий Бабинов.

В конце XVI века московские правители – царь Федор и его шурин Борис Годунов – плотно занялись обустройством государства. Возводились города, строились дороги, пошла бойкая торговля, страна бурно развивалась.

Одной из важнейших задач, которую поставил перед собой государь, было освоение Сибири. Там решили поставить городки для поселения тех, кто согласился бы на такой переезд добровольно или не очень. Еще в 1590 году царь Федор издал указ о направлении за Урал тридцати крестьянских семей. После того их количество все увеличивалось, но отправляли крестьян вовсе не с голыми руками. Так как это был, говоря современным языком, нацпроект, из государственной казны на его реализацию выделялись деньги. Каждому переселенцу полагалось по 25 рублей, а помимо этого – по три мерина, три коровы, две козы, да три свиньи, овцы, куры, утята, телеги и «всякая рухлядь».

Однако существовала логистическая проблема – как добраться до сибирских просторов из России? Никаких дорог в то время не было, существовали только направления. Конечно, много лет был известен путь через Чердынь, но он был только по рекам. Двигаться там тяжело, неудобно, и такое путешествие занимало много времени.

Обо всех этих затруднениях в Москве, конечно, знали, и в 1595 году было принято решение построить дорогу из Соликамска в Сибирь через Уральский хребет. Сейчас уже невозможно сказать точно, как в это дело влез или впутался Артемий Бабинов. Бывший крестьянин, переехав в Соликамск, перешел в статус посадского человека и был, очевидно, парнем довольно разворотливым. Так или иначе, но строительство новой дороги поручили ему.

Конечно, никто просто так не сунул ему в руки деньги и сказал: «строй как хочешь и где хочешь, но чтоб дорога была, и за полученные рубли отчет полный дашь!» Есть легенда, что Бабинов увидал в тайге мужиков из племени манси, как их тогда звали – вогулы. Они приходили по своим религиозным делам в одну из уральских пещер – Чаньвинскую. Провели там свои обряды и ушли за Урал. Бабинов проследил за ними и обнаружил некую тайную тропу, по которой двигались манси. Именно по ней он и предложил построить дорогу в Сибирь.

Но вряд ли Артемий следил за вогулами. Дело это было хлопотное и весьма опасное. Буквально за несколько лет до начала прокладки пути в Сибирь вогульский князь разорил и дотла сжег Соликамск. С этим племенем упорных и сильных таежников у московитов шла многолетняя война. И в одиночку красться за вогулами по известным только им тропам – занятие очень трудное, если не невозможное.

Также в легенде еще говорится, что Бабинов, запоминая путь, ломал ветки и ставил потеси на деревьях. Но ничто не мешало бы вогулам, прирожденным лесовикам, самим пройти по этим пометкам и найти того, кто там за ним следит.

Скорее всего Артемий Бабинов, как и полагается первому известному русскому путейскому инженеру, составил проект дороги, обследовал, где она проляжет, а потом уж приступил к работам. Явно соликамец не рыскал по тайге, отыскивая, где несколько лет назад он ломал ветки на деревьях.

Из сохранившихся в архивах документов известно, что у Артемия Бабинова в подчинении было сорок человек, из них два целовальника. Целовальники звались так потому, что, поступая на земскую, а по-нынешнему, на муниципальную службу, целовали крест, клянясь в верности. Они исполняли всякие государственные дела – от торговли водкой в кабаках до полицейских обязанностей. В компании Бабинова они, получается, были кем-то вроде бригадиров и заодно присматривали, чтобы ушлый соликамец не тратил казенные деньги куда попало.

Вооруженные одними топорами четыре десятка крестьян всего за два года проложили торный путь из Соликамска в Сибирь, выйдя к вогульской деревеньке Нером-Кар, сейчас это Верхотурье. Дорожные строители конца XVI века без всяких тракторов и экскаваторов построили девять мостов, проложили десятки настилов и гатей в заболоченных местах, при этом засыпали лога. На пути вскоре были выставлены четыре караульных поста для защиты проезжающих все от тех же вогулов. В Верхотурье устроили таможню, там брали налог с торговых людей, везущих в Россию всякий товар, в основном пушнину.

Одними из первых, кто опробовал новый путь, оказались ссыльные жители города Углича. Вина их была в том, что не уберегли от гибели царевича Димитрия. Ссыльных отправили в Пелым. А основным предназначением нового пути стало освоение Сибири. Когда дорога еще строилась, в Соликамск уже начали поступать разные правительственные грузы.

И к концу 1596 года их тут накопилось 55 тысяч пудов. И как только Артемий Бабинов заверил начальство, что ехать можно в Сибирь «очень даже хорошо», по новому пути пошли телеги. Бабиновская дорога сразу же стала очень востребованной. Только, например, в 1606 году для казенных перевозок были пять тысяч раз задействованы подводы жителей Верхнекамья. По дороге шли купеческие караваны, в Сибирь направлялись искатели новой жизни. Жизнь кипела.

Тракт, проложенный Артемием Бабиновым, активно использовался почти двести лет. Потом в Сибирь пробили новый путь через Кунгур, и северный коридор стал чахнуть. Сейчас он заброшен, но по нему совершают путешествия на автомобилях, мотоциклах, лошадях и даже велосипедах. В память о трудах на дороге установлены таблички, камни и кресты с именем Артемия Бабинова.

Сейчас тракт заброшен, но по нему совершают путешествия на автомобилях, мотоциклах, лошадях и даже велосипедах. Фото: РОД «Государева дорога («Бабиновская»)»
Сейчас тракт заброшен, но по нему совершают путешествия на автомобилях, мотоциклах, лошадях и даже велосипедах. Фото: РОД «Государева дорога («Бабиновская»)»