СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
03.01.2025
16+
Экология

Гипсовые пещеры и оранжевые реки

Гипсовые пещеры и оранжевые реки
В Кунгуре расположена самая крупная гипсовая пещера на Урале. Фото: Елена Майорова
  1. Экология
Слово «карст» жителям Пермского края хорошо известно. Именно в нашем регионе находится уникальный памятник природы, самая крупная гипсовая пещера на Урале – Кунгурская ледяная. Связаны с карстовыми процессами и менее приятные явления, такие, как провалы и оседания грунтов. Всю совокупность проблем и вопросов этой сферы обсудили участники Всероссийской конференции «Карст и пещеры. 2024».

Два повода для встречи

В этом году конференция была приурочена сразу к двум знаменательным событиям. Одно из них – 120-летие со дня рождения известного советского ученого Георгия Максимовича. Это имя широко известно в научных кругах России и мира. Профессор Георгий Алексеевич Максимович является основоположником науки карстоведения. Он внес огромный вклад в отечественную и мировую науку, основал первое советское перио­дическое издание по карсту и первый в СССР Институт карстоведения и спелеологии.

Его биографии, профессиональному пути и научной школе было посвящено открытие конференции. Кроме того, на пленарном заседании АНО «Центр изучения и охраны пещер» представило комплексный проект «Максимович. От горного инженера до флагмана науки», подготовленный совместно с группой парт­неров при поддержке Фонда президентских грантов.

– Для Пермского края изучение карстовых процессов очень актуально. В регионе представлены практически все виды карста. Они очень разнообразны, например, с ним связаны полезные ископаемые, такие, как нефть и алмазы. В крае все хорошо знают, как опасны карстовые провалы или оседания грунтов под зданиями. Это очень многообразный процесс, на который Георгий Максимович и обратил внимание. Так получилось, что наука, которая изучает эти процессы, фактически зародилась в стенах пермского университета. Специалистам стран СНГ и России необходимо встречаться и обсуждать проблемы, связанные с карстовыми процессами, во всех аспектах. Например, пещеры как турис­тические объекты, их историю и археологию и многое другое, – объясняет Николай Максимович, сын прославленного ученого, сегодня сам являющийся значительной фигурой в науке.

Проведение конференции в Перми совпало еще с одной знаменательной датой – ровно 110 лет назад Александр Хлебников, запомнившийся жителям Прикамья как хранитель и исследователь Кунгурской ледяной пещеры, начал проводить здесь первые экскурсии. Пещеру исследовал и Георгий Максимович, внесший значительный вклад в понимание происходящих здесь процессов.

Что можно применить в Прикамье?

События конференции проходили на двух площадках: в Перми и Кунгуре. Основными темами для обсуждения стали проблемы и достижения карстоведения и спелеологии первой четверти XXI века, было представлено более 50 докладов. Также участники приняли участие в разно­образных секциях, семинарах и круглых столах, где шли дискуссии и поиск оптимальных решений тех или иных практических вопросов. То есть конференция носила не только теоретический, но и научно-прикладной характер.

Например, очень интересным стал круглый стол по инженерным изысканиям в районах развития карста, в котором кроме ученых приняли участие изыскатели, проектировщики и представители строительной отрасли. Как отметили собравшиеся, многие проблемы, связанные с карстом (провалы, разрушение зданий, оседания), обусловлены тем, что нормативная база для инженерных изысканий не совершенна и не учитывает все многообразие карстовых процессов. В ходе обсуждения были найдены пути выхода из ситуации, которые, вполне возможно, помогут сдвинуть проблему с мертвой точки.

Большое внимание участников конференции привлек доклад Петара Милановича, который рассказал о роли спелеологии в строительстве крупных сооружений. На большом количестве примеров со всего мира он пояснил, как можно использовать пещеры для понимания происходящих под землей процессов. Чтобы понять, как устроено подземное пространство, спелеологам достаточно спуститься в пещеру и пронаблюдать строе­ние пород, изучить что с ними происходит, как они растворяются. К примеру, чтобы получить примерно такую же информацию, геологам нужно пробурить сотни скважин!

Экологическая проблема

Еще одним актуальным для Пермского края стал доклад о Кизеловском угольном бассейне. Излив кислых вод из затопленных шахт стал экологической проблемой, решение которой займет, возможно, не один десяток лет. И ученые также активно присоединяются к поискам путей выхода из ситуации.

– Проблема – попадания изливов кислых шахтных воды в водные объекты, так называемые «оранжевые реки». Одна из их основных причин связана с тем, что в Кизеловском угольном бассейне очень интенсивно развит карст. А закарстованные породы и пещеры являются коллекторами подземных вод и обеспечивают большую проницаемость массива. То есть вся вода, что попадает на поверхность земли, просачивается в заброшенные шахты, насыщается железом, алюминием, микроэлементами и затем изливается на поверхность. Если бы там не было карста, эти процессы не были бы такими интенсивными. В докладе предлагались различные методы, как уменьшить водопритоки в подземные воды для того, чтобы кислых вод, которые там образуются, было меньше. Некоторые из них можно и нужно применить для решения проблемы, – уверен Николай Максимович.

Ученый также отмечает, что многие карстовые объекты – воронки, останцы, пещеры, озера – располагаются на особо охраняемых природных территориях. Необходимо разработать систему работы с населением, потому что нередки случаи, когда жители начинают устраивать в воронках стихийные свалки. Нужно работать над тем, чтобы люди понимали: это ведет к загрязнению подземных вод и вызывает другие негативные экологические последствия.

Организаторами конференции выступили пермский университет и Горный институт УрО РАН. Оргкомитет возглавили академик РАН, научный руководитель Горного института УрО РАН Александр Барях, зам. директора по научно-исследовательской работе Естественно-научного института ПГНИУ Николай Максимович и профессор Белградского университета Петар Миланович.