80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
28.05.2025
16+
Экономика

Это вам не игрушки. Как предприятия региона планируют выращивать для себя кадры

Это вам не игрушки. Как предприятия региона планируют выращивать для себя кадры
Фото: ПМУ
  1. Экономика
​Дефицит инженеров, химиков, технологов – новый вызов для российской промышленности сегодня. Пермский край – один из крупнейших индустриальных центров страны, ощущает его особенно остро. На передовую выходят ведущие предприятия региона, понимая, что завтрашний успех производства куется сегодня, за школьной партой. Как промышленные гиганты Прикамья превращают школьников в перспективных специалистов и какие плоды приносит эта работа? Об этом – в нашем материале.

Времена, когда выпускники школ массово выбирали профессии, связанные с производством и промышленностью, остались далеко в советском прошлом. Тогда престижно было оказаться на доске почета среди передовиков. Тем более что государство всячески пропагандировало эту идею и поддерживало промышленность.

Для заводчан существовали многочисленные преференции: бесплатные путевки в санатории, конкурентоспособная заработная плата, бесплатные проездные, обеды и многое другое. Сейчас же молодежь смотрит в сторону более прибыльных и, как кажется, менее трудозатратных занятий. Блогеры, менеджеры и другие «белые воротнички» – вот идеалы будущего для сегодняшней молодежи.

Однако, как справедливо отмечают промышленники, эти и другие не менее престижные вакансии пустуют и на производстве, а современный завод – это уже давно не «пыльная работа» в прямом смысле этого слова.

Современные заводы – это высокотехнологичное пространство, требующее не только физического труда, но и глубоких знаний, аналитического мышления и умения работать с передовыми технологиями. Да и свои преференции имеются.

Нехватка опытных кадров и перекос в сторону диджитал-профессий – таковы современные реалии. Выход один – искать таланты там, где еще не искали – в школах. Некоторые компании уже поговаривают и о детских садах.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

Новая реальность

Прикамские промышленники берут на вооружение новые подходы к профориентации и обучению. Цель проста – не просто заинтересовать школьников техническими специальностями, а создать комплексную систему, позволяющую им уже со школьной скамьи получить реальное представление о работе на современном производстве.

Многие из них уже давно разрабатывают собственные образовательные программы в тесном сотрудничестве со школами и вузами. Например, компания «Уралхим», по информации пресс-службы, сотрудничает с ключевыми учебными заведениями Пермского края, включая ПНИПУ, ПГНИУ, ПГАТУ, краевой индустриальный техникум и Пермский химико-технологический техникум.

«Филиал «ПМУ» считает важным дать студентам возможность увидеть производство изнутри. Мы организуем практики и оплачиваемые стажировки, где ребята могут получить реальный опыт. Кроме того, предоставляем учебным заведениям образцы новейших разработок для изучения в лабораториях и оказываем помощь в улучшении материально-технической базы. Это позволяет студентам осваивать передовые технологии», – пояснили газете «Звезда» в компании.

Один из итогов такого сотрудничества – создание на базе Пермского государственного аграрно-технологического университета (ПГАТУ) специальности «Химическая технология органических и неорганических веществ». Новое направление появилось специально для нужд компании, производящей удобрения.

Вернемся в школу

Почти аналогичную программу подготовки кадров реа­лизует и «Сибур». Компания начала работу с учениками младших классов.

«У нас выстроена трех­уровневая система: от школ к ссузам и вузам, а затем к предприятию. Мы начинаем с популяризации химии среди школьников: проводим открытые уроки и экоуроки, организуем экскурсии к нам на завод, создаем в школах брендовые визит-зоны компании. Важно, чтобы ребенку при выборе будущей профессии было комфортно, и он мог поступить в средне-специальное учебное заведение или выбрать нужный вуз», – рассказывают представители предприятия.

За последние пять лет в компанию трудоустроили почти 250 молодых специалистов. Все дело в том, что образ современного рабочего интеллектуального производства серьезно трансформировался. Компаниям нужны инженеры новых формаций – специа­листы с аналитическим складом ума, умеющие работать с цифровым оборудованием.

Не забывать про педагогов

К этой плеяде промышленников, инвестирующих в будущее региона, недавно присоединились Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» и благотворительный фонд «Эмпатия» акционера Корпорации Михаила Шелкова. Почти три года фонд возит школьников в столицу страны для обучения у ведущих педагогов технических вузов.

Теперь уже традиционно школьники из Прикамья и Свердловской области сначала проходят обучение онлайн, а позже, по результатам внутреннего конкурса, получают возможность на 2 недели отправиться в Москву. В программе не только обучение и «натаскивание» по ЕГЭ и ОГЭ, но и обзорные экскурсии и другие развлечения: от похода в Третьяковскую галерею до практики в лабораториях МФТИ.

«В условиях высокой конкуренции на рынке труда промышленные предприятия все чаще выбирают самостоятельно готовить квалифицированные кадры, причем с ранних лет. Без инвестиций в образование на заводах просто некому будет работать», — отмечает пресс-служба фонда.

Кроме того, «Эмпатия» реализует целый ряд программ, в их числе поддержка педагогов и воспитателей в регионах присутствия. Они также могут получить возможность повышения квалификации в Москве и пообщаться с ведущими педагогами страны.

Многие компании поддерживают молодежь и педагогов еще и финансово, например, в формате конкурсов, олимпиад и премиальных систем.

— Я считаю, что успех любой страны зависит от учителей и воспитателей детских садов. Если сравнить мозг человека с компьютером, то развитие ребенка с 0 до 5 лет – это его будущий процессор, определяющий скорость и мощность. С 5 до 17-18 лет закладывается своего рода операционная система – программное обеспечение для мозга. Дальше его формирует специальное образование, институт и прочее. Но вот эту базу, все самое важное, в нас закладывают учителя. Без них невозможно появление хороших физиков, математиков, инженеров. Построить самолет или космический корабль не будет возможным через 10-20 лет, если сейчас мы не сможем сохранить в школах лучших педагогов, способных вырастить думающих людей, — отмечает Михаил Шелков.