Времена, когда выпускники школ массово выбирали профессии, связанные с производством и промышленностью, остались далеко в советском прошлом. Тогда престижно было оказаться на доске почета среди передовиков. Тем более что государство всячески пропагандировало эту идею и поддерживало промышленность.
Для заводчан существовали многочисленные преференции: бесплатные путевки в санатории, конкурентоспособная заработная плата, бесплатные проездные, обеды и многое другое. Сейчас же молодежь смотрит в сторону более прибыльных и, как кажется, менее трудозатратных занятий. Блогеры, менеджеры и другие «белые воротнички» – вот идеалы будущего для сегодняшней молодежи.
Однако, как справедливо отмечают промышленники, эти и другие не менее престижные вакансии пустуют и на производстве, а современный завод – это уже давно не «пыльная работа» в прямом смысле этого слова.
Современные заводы – это высокотехнологичное пространство, требующее не только физического труда, но и глубоких знаний, аналитического мышления и умения работать с передовыми технологиями. Да и свои преференции имеются.
Нехватка опытных кадров и перекос в сторону диджитал-профессий – таковы современные реалии. Выход один – искать таланты там, где еще не искали – в школах. Некоторые компании уже поговаривают и о детских садах.

Новая реальность
Прикамские промышленники берут на вооружение новые подходы к профориентации и обучению. Цель проста – не просто заинтересовать школьников техническими специальностями, а создать комплексную систему, позволяющую им уже со школьной скамьи получить реальное представление о работе на современном производстве.
Многие из них уже давно разрабатывают собственные образовательные программы в тесном сотрудничестве со школами и вузами. Например, компания «Уралхим», по информации пресс-службы, сотрудничает с ключевыми учебными заведениями Пермского края, включая ПНИПУ, ПГНИУ, ПГАТУ, краевой индустриальный техникум и Пермский химико-технологический техникум.
«Филиал «ПМУ» считает важным дать студентам возможность увидеть производство изнутри. Мы организуем практики и оплачиваемые стажировки, где ребята могут получить реальный опыт. Кроме того, предоставляем учебным заведениям образцы новейших разработок для изучения в лабораториях и оказываем помощь в улучшении материально-технической базы. Это позволяет студентам осваивать передовые технологии», – пояснили газете «Звезда» в компании.
Один из итогов такого сотрудничества – создание на базе Пермского государственного аграрно-технологического университета (ПГАТУ) специальности «Химическая технология органических и неорганических веществ». Новое направление появилось специально для нужд компании, производящей удобрения.
Вернемся в школу
Почти аналогичную программу подготовки кадров реализует и «Сибур». Компания начала работу с учениками младших классов.
«У нас выстроена трехуровневая система: от школ к ссузам и вузам, а затем к предприятию. Мы начинаем с популяризации химии среди школьников: проводим открытые уроки и экоуроки, организуем экскурсии к нам на завод, создаем в школах брендовые визит-зоны компании. Важно, чтобы ребенку при выборе будущей профессии было комфортно, и он мог поступить в средне-специальное учебное заведение или выбрать нужный вуз», – рассказывают представители предприятия.
За последние пять лет в компанию трудоустроили почти 250 молодых специалистов. Все дело в том, что образ современного рабочего интеллектуального производства серьезно трансформировался. Компаниям нужны инженеры новых формаций – специалисты с аналитическим складом ума, умеющие работать с цифровым оборудованием.
Не забывать про педагогов
К этой плеяде промышленников, инвестирующих в будущее региона, недавно присоединились Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» и благотворительный фонд «Эмпатия» акционера Корпорации Михаила Шелкова. Почти три года фонд возит школьников в столицу страны для обучения у ведущих педагогов технических вузов.
Теперь уже традиционно школьники из Прикамья и Свердловской области сначала проходят обучение онлайн, а позже, по результатам внутреннего конкурса, получают возможность на 2 недели отправиться в Москву. В программе не только обучение и «натаскивание» по ЕГЭ и ОГЭ, но и обзорные экскурсии и другие развлечения: от похода в Третьяковскую галерею до практики в лабораториях МФТИ.
«В условиях высокой конкуренции на рынке труда промышленные предприятия все чаще выбирают самостоятельно готовить квалифицированные кадры, причем с ранних лет. Без инвестиций в образование на заводах просто некому будет работать», — отмечает пресс-служба фонда.
Кроме того, «Эмпатия» реализует целый ряд программ, в их числе поддержка педагогов и воспитателей в регионах присутствия. Они также могут получить возможность повышения квалификации в Москве и пообщаться с ведущими педагогами страны.
Многие компании поддерживают молодежь и педагогов еще и финансово, например, в формате конкурсов, олимпиад и премиальных систем.
— Я считаю, что успех любой страны зависит от учителей и воспитателей детских садов. Если сравнить мозг человека с компьютером, то развитие ребенка с 0 до 5 лет – это его будущий процессор, определяющий скорость и мощность. С 5 до 17-18 лет закладывается своего рода операционная система – программное обеспечение для мозга. Дальше его формирует специальное образование, институт и прочее. Но вот эту базу, все самое важное, в нас закладывают учителя. Без них невозможно появление хороших физиков, математиков, инженеров. Построить самолет или космический корабль не будет возможным через 10-20 лет, если сейчас мы не сможем сохранить в школах лучших педагогов, способных вырастить думающих людей, — отмечает Михаил Шелков.