Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
10.12.2025
16+
Культура

Дорогами мечты: Александр Грин находил вдохновение и поддержку от писателей, поэтов и критиков Петербурга и Крыма

Дорогами мечты: Александр Грин находил вдохновение и поддержку от писателей, поэтов и критиков Петербурга и Крыма
Группа литераторов Петербурга. Стоят: Н. Олигер, П. Потмкин, А. Котылев, А. Грин, Сидят: Л. Андрусон, М. Арцыбашев, Н. Башкин, В. Ленский, Я. Годен. Фото из сборника «Альманах 17» (СПБ 1909)
  1. Культура
23 августа 2025 года исполняется 145 лет со дня рождения писателя Александра Грина. Мы продолжаем проект «Дорогами мечты», посвященный этому представителю Серебряного века.

ГРИН В КРУГУ ДРУЗЕЙ

У Александра Грина был сложный характер, в целом он был нелюдим. И все-таки в разные периоды жизни у него было немало друзей. В Петербурге Грин познакомился с Алексеем Толстым, Леонидом Андреевым, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым и другими известными литераторами. Особенно подружился с Александром Куприным.

КУПРИН

Александру Ивановичу Куприну Грин был интересен не столько как писатель, а как человек, переживший много такого, чего ему самому не пришлось. Хотя этот весьма заметный русский писатель также имел непростую биографию: закончил военное училище, работал репортером и кузнецом, занимался табаководством, выступал в театрах и в цирке, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи. Однако в его биографии на тот момент не было одного – тюрьмы. Поэтому Грин для него был прежде всего человеком «с каторги».

Чем больше делаешь для человека, тем ближе он делается тебе.

Александр Грин, «Дорога никуда», 1929 г.

«У него, – говорил об Александре Грине Куприн, – лицо каторжника». На что Грин однажды напрямую спросил у писателя: «А вы, Александр Иванович, когда-нибудь настоящих каторжников видели? Небось, нет. А вот я видел».

Грина в дом Куприна тянуло потому, что он любил богемные застолья и ему льстили литературные знакомства. Куприн редко отзывался о писательских опытах своего друга. К тому же на момент их знакомства – 1910–1917 годы – их литературный вес был несопоставимым: Куприн обгонял Грина по всем позициям. Александр Степанович понимал свое тогдашнее положение в литературе и не завидовал чужой славе, а позже оставил такое мнение о Куприне: «Он любил меня искренне, относился просто, и оттого я лучше других знал его таким хорошим, каким он был вне своей поглощающей страсти, оттого и привязался ко мне сердечно. Он часто мне говорил: «Люблю тебя, Саша, за золотой твой талант и равнодушие к славе. Я без нее жить не могу».

ГОРНФЕЛЬД

В отличии от Куприна известный литературный критик начала века Аркадий Горнфельд высоко ценил творчество Александра Грина. Сотрудник «Русского богатства» написал две рецензии на его рассказы – в 1910 и в 1917 годах. Он был первым, кто сразу отметил начало нового оригинального направления в литературе, которое представляло собой творчество Грина. К нему он отнес два произведения писателя – «Остров Рено» и «Колония Ланфиер» (оба 12+).

Критик писал: «Чужие люди ему свои, далекие страны ему близки, потому что это люди, потому что все страны – наша земля… По­этому Брет-Гарт или Киплинг, или По, которые и в самом деле дали многое рассказам Грина, – только оболочка… Грин по преимуществу поэт напряженной жизни. Он хочет говорить только о важном, о главном, о роковом: и не в быту, а в душе человеческой».

Горнфельд по воспоминаниям современников был «крошечным горбатым человечком, с личиком в кулачок; ходит волоча за собой ногу; руками чуть не касается полу. Пройдя полкомнаты, запыхивается, устает, падает в изнеможении. Но несмотря на все это, всегда чисто выбрит, щегольски одет, острит – с капризными интонациями избалованного умного мальчика – и через 10 минут разговора вы забываете, что перед вами урод».

Грин позже очень гордился знакомством с маститым критиком и его оценками своего творчества.

АНДРУСОН

Круг дореволюционных знакомых Грина составляли неименитые поэты Леонид Андрусон, Аполлон Коринфский, Дмитрий Цензор и Яков Годин, прозаики Николай Вержбицкий и Иван Соколов-Микитов. Последний вспоминал: «Путешествия Грина обычно начинались и кончались в знакомых питерских кабачках, встречами с приятелями из петербургской бедной богемы, с людьми, ничуть не похожими на фантастических героев его фантастических рассказов».

По-настоящему дружил Грин с Леонидом Андрусоном – кротким юношей, с младенческими голубыми глазами. Этот его приятель финского происхождения не раз помогал Грину: однажды упрятал его в лечебницу, чтобы избавить от алкогольной зависимости, потом посодействовал попасть в колонию прокаженных, как захотелось писателю. Их объединяла бытовая дружба, которая необходима любому человеку.

Самыми известными из тех, с кем Грин в ту пору водил дружбу, были еще два поэта – Михаил Кузмин и Михаил Арцыбашев. Но отношения с ними были чисто приятельскими, с совместным застольем и игрой в бильярд.

КРЫМСКИЙ КРУГ

Переехав в Крым в 1924 году, Грин растерял петербургских друзей. Но приобрел новых. Ходил в гости в Коктебель к Александру Волошину, встречался с поэтом и стиховедом Георгием Шенгели. А вот какие воспоминания о Грине и его встрече с писателем Михаилом Булгаковым оставила его супруга Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова:

«И вот пришел бронзово-загорелый, сильный, немолодой уже человек в белом кителе, в белой фуражке, похожий на капитана большого речного парохода. Глаза у него были темные, невеселые, похожие на глаза Маяковского, да и тяжелыми чертами лица напоминал он поэта. С ним пришла очень привлекательная вальяжная русая женщина в светлом кружевном шарфе. Я с любопытством разглядывала загорелого «капитана» и думала: вот истинно нет пророка в своем отечестве. Передо мной писатель-колдун, творчество которого напоено ароматом далеких фантастических стран. Явление вообще в нашей «оседлой» литературе заманчивое и редкое, а истинного признания и удачи ему в те годы не было… На прощание Александр Степанович улыбнулся своей хорошей улыбкой и пригласил к себе в гости».

Воспоминания о Грине оставили многие из его друзей. Михаил Слонимский поведал о фантастическом бытовом поведении автора, которое иной раз проявлялась у Грина. Необъяснимые с точки зрения логики поступки служили почвой для самых необычайных легенд об этом писателе – легенд, которые ему приходилось опровергать.

Смешной эпизод, относящийся к 1920-м годам, рассказал московский приятель Грина Дмитрий Шелепенко:

«Пробуждение. Утром чуть свет опять за водкой. Кооператив у меня напротив. Высокий, всклокоченный, тощий, с бутылкой белоголовки в левой руке и непостижимым бредом в голове Грин. Светлое майское утро блаженствует за окном. Воробьи чирикают на решетке балкона, обсуждая меню завтрака.

– Птички чирикали, как чайные ложечки, – растерянно бормочет А. С. Грин, поглядывая на растрепанных непричесанных воробьев удивленным, смущенным взглядом. Опустошив бутылку и причесавшись зубной щеткой, Грин стал спокойно пить чай и всячески убеждать меня не забывать прежде всего кормить птиц».

Вот от этих бессмысленных застолий, сомнительных друзей и увезла мужа любящая супруга Нина далеко-далеко – в Крым.

ФАНДАНГО

Фрагмент рассказа

Я шел быстро, почти бежал, отскрипывая квартал за кварталом и растирая лицо. На одном дворе я увидел толпу благодушно настроенных людей. Они выламливали из каменного флигеля деревянные части. Невольно я приостановился, – был в этом зрелище широкий деловой тон, нечто из того, что на лаконическом языке психологии нашей называется: «Валяй, ребята!..» Взлетела двойная дверь, половая балка рухнула концом в снег. В углу двора двое, яростно наскакивая друг на друга, пилили толстый, как бочка, обрез бревна.

Меж тем начало жечь щеки, стрелять в носу и ушах. Я посмотрел на пальцы, их концы побелели, став почти бесчувственными. То же произошло с щеками и носом, и я стал тереть отмороженные места, пока не восстановил чувствительность. Я не продрог, как в сырость, но все тело ломило и вязало нестерпимо. Коченея, побежал я на Миллионную. Здесь, у ворот КУБУ, я испытал второй раз странное чувство мелькнувшего перед глазами пространства. У самых ворот, среди извозчиков и автомобилей, явилась взгляду моему группа, на которую я обратил бы больше внимания, будь немного теплее. Центральной фигурой группы был высокий человек в черном берете с страусовым белым пером, с шейной золотой цепью поверх бархатного черного плаща, подбитого горностаем. Острое лицо, рыжие усы, разошедшиеся иронической стрелкой, золотистая борода узким винтом, плавный и властный жест… Здесь внимание мое ослабело. Мне показалось еще, что за острой, блестящей фигурой этой, покачиваясь, остановились закрытые носилки с перьями и бахромой. Три смуглых рослых молодца в плащах, закинутых через плечо по нижнюю губу, молча следили, как из ворот выходят профессора, таща за спиной мешки с хлебом. Эти три человека составляли как бы свиту. Но не было места дальнейшему любопытству в такой мороз. Не задерживаясь более, я прошел в двор, а за моей спиной произошел разговор, тихий, как перебор струн.

– Это тот самый дом, сеньор профессор! Мы прибыли!

– Отлично, сеньор кабалерро! Я иду в главную канцелярию, а вы, сеньор Эвтерп, и вы, сеньор Арумито, приготовьте подарки.

Уличные зеваки, глашатаи «непререкаемого» и «достоверного», а также просто любопытные содрали бы с меня кожу, узнав, что я не потолкался вокруг загадочных иностранцев, не понюхал хотя бы воздуха, которым они дышат в тесном проходе ворот, под красной вывеской «Дома ученых». Но я давно уже приучил себя ничему не удивляться. Вышеуказанный разговор произошел на чистом кастильском наречии, и так как я довольно хорошо знаю романские языки, мне не составило никакого труда понять, о чем говорят эти люди. «Дом ученых» время от времени получал вещи и провизию из различных стран. Следовательно, прибыла делегация из Испании. Едва я вошел в двор, как это соображение подтвердилось.

– Видели испанцев? – сказал брюшковатый профессор тощему своему коллеге, который, в хвосте очереди на соленых лещей, выдаваемых в дворовом лабазе, задумчиво жевал папиросу. – Говорят, привезено много всего и на следующей неделе будут раздавать нам.

– А что будут давать? – Шоколад, консервы, сахар и макароны.

…Секретарь с мрачным лицом, стол которого обступили дамы, дети, старики, художники, актеры, литераторы и ученые, каждый по своему тоскливому делу (была здесь и особая разновидность – пайковые авантюристы), взрыл наконец груду бумаг, где разыскал пометку против моей фамилии.

– Еще дело ваше не решено, – сказал он. – Очередное заседание комиссии состоится во вторник, а теперь пятница.

Несколько остыв от надежд, с какими пробирался к столу, я двинулся вверх, в буфет, где мог за последнюю свою тысячу выпить стакан чая с куском хлеба. Движение вокруг меня было так велико, что напоминало бал или банкет с той разницей, что все были в пальто и шапках, а за спиной тащили мешки. Двери хлопали по всему дому, вверху и внизу. Везде уже переходил слух об иностранной делегации, привезшей подарки; о том говорили на каждом повороте, в буфете и кулуарах.

– Вы слышали о делегации из Аргентины?

– Не из Аргентины, а из Испании.

– Ах, все равно, но скажите – что? что? жиры? А есть ли материя?

– Говорят, много всего и раздавать будут на следующей неделе.

– Нет, с Кубы, с Кубы, – говорили, проходя, всеведущие актрисы.

– Как, с Кубы?

Уже родился каламбур, и я слышал его дважды: «Кубу от Кубы». Оживились даже старухи и те сутуловатые, близорукие люди в очках, с лицами, лишенными заметной растительности, которые кажутся бесчувственными. Голодные лица, с напряженной заботой о еде в усталых глазах, спешили повторить новость, а кое-кто направился уже в канцелярию с точностью разузнать обо всем.

Александр Грин , 1925 г.

Живое наследие Грина

Самая необычная экранизация Грина

Автор и режиссер фильма «Арвентур» (16+) Ирина Евтеева создала уникальную фантазию, основанную на произведениях и собственном понимании личности Александра Грина. Фильм вышел на экраны в 2015 году и получился не похожим ни на что. Иногда его называют анимационным, однако в нем снялись актеры Владимир Кошевой, Сергей Дрейден, Валентин Цзин.

Сюжет первой части основан на рассказе Грина «Фанданго» (16+), действие которого разворачивается в Петербурге голодной и холодной зимой 1921 года, где главный герой ищет гармонии и пытается найти ее в живописи. Его поиск завершается внезапно возникшим в голове словом «Арвентур», и когда он его произносит, то попадает в другую реальность, живописную и прекрасную.

Кадры из фильма «Авентур». Фото: dates.tambovlib.ru (18+)
Кадры из фильма «Авентур». Фото: dates.tambovlib.ru (18+)

Режиссер фильма использовала необычный прием: натура и живые актеры будто бы раскрашены кистью, изображение на экране дрожит и смазывается. Получившееся невероятно красочное кино о волшебных преображениях и путешествиях по другим мирам было отмечено двумя специальными призами жюри на XXXVII Мос­ковском международном кинофестивале.