СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
22.11.2024
16+
Культура

Дорога к мечте. Пермяки снимают фильмы и участвуют в кинофестивалях

Дорога к мечте. Пермяки снимают фильмы и участвуют в кинофестивалях
Снимать детское кино – дело сложное. Фото: детское творческое объединение «Макаров – ФильМ»
  1. Культура
С каждым годом число приезжающих в Пермский край на съемки кинокомпаний растет: за пять лет в регион удалось привлечь 25 кинопроектов. С начала 2024 года в регионе прошло уже 150 съемочных сцен, в которых задействовали тысячу прикамцев. Региональная киноиндустрия также не стоит на месте: пермяки создают собственные фильмы и принимают активное участие в кинособытиях.

Фильм с историей

В номере «Звезды» от 15 августа 2024 года мы рассказали о короткометражном фильме «Шесть дней моего лета» (12+), который снял 18-летний житель Полазны Никита Болотов. Но немногие знают, что в Пермском крае есть энтузиасты, снимающие полнометражные детские игровые художественные фильмы. Премьера одного из них – «Мечта» (12+) – состоялась 1 сентября в молодежном пространстве «Кристалл-Центр». А с 20 сентября, когда отмечается неофициальный праздник – День юного кинематографиста и кинолюбителя, его планируется представить в кинотеатрах и социальных кинозалах Перми.

Кинолента рассказывает о нескольких днях нелегкой жизни 11-летнего мальчика Саши Васенина. Воспитывать в семье предпочитают кнутом, а не пряником. Плюс непонимание со стороны сверстников. Но у мальчика есть большая и светлая мечта, ради которой он готов преодолеть все преграды.

Как пояснил режиссер фильма Василий Макаров, идея фильма возникла во время написания сценария к социальному ролику о домашнем насилии. Работа увлекла настолько, что появился готовый сценарий для полномет­ражной ленты. Написано – сделано: стартовали съемки, которые проходили в июле и августе 2017 года в Перми и на черноморском побережье в Краснодарском крае.

Актерами и членами съемочной группы выступили воспитанники детского творческого объединения «Макаров – ФильМ». В главной роли снялся Константин Бояршинов, в то время ученик шестого класса школы №16. Его друга из яхт-клуба сыграл Никита Якупов, одноклас­сника – Семён Казаков, детей – Матвей Смирнов, Артём Крупин, Тимур Акбашев, Егор Солодов, Софья Солодова, Владимир Леванов, Ярослав Попов и другие.

Конечно, не обошлось без разных ситуаций, ведь у каждого фильма свои истории.

– Например, собрались снимать мальчика в главной роли, а родители увезли его на все лето в деревню, начали снимать другого – он заболел, кто-то передумал принимать участие в фильме. Были моменты отчаяния и безнадежности, были и забавные моменты, вспоминая которые улыбаемся, – рассказывает Василий Макаров.

Сами съемки длились всего два месяца, но время на постпродакшн затянулось. Сказались пандемия, переезд киностудии, много времени заняли поиск средств на цветокоррекцию и тонировку фильма, приобретение специальных программ, подбор композитора и проведение кастинга мальчишек на дубляж. Параллельно студия жила и своей обычной жизнью – занятиями, поездками.

Сложно, но нужно

За семь лет почти все актеры окончили школу и поступили в вузы, а у взрослых участников съемочной группы родились свои дети. Но в этом году 1 сентября все встретились вновь, чтобы по традиции разбить тарелку о штатив, посмотреть фильм и принять участие в церемонии награждения за работу в киноленте.

По словам Василия Макарова, снимать детское кино очень сложно, работа с маленькими актерами требует большого количества дублей. Например, в семейной драме «Дорога в облаках» (12+) снимался Артём Карпов, который не умел плавать. В фильме же мальчик решительно прыгает с высокого скалистого обрыва в воду и ловко плывет 50 мет­ров. Кажется, что все легко, но этой сцене предшествовали долгие репетиции и более 20 дублей. Конечно, такая работа требует и существенных средств.

Сейчас у студии есть почти готовые сценарии для нескольких фильмов. Два из них – «Обелиск» и «Фонарик» – о детях во время Великой Отечественной войны, «Перекаты» – о трудном детстве крестьянских детей на рубеже XIX и XX веков.

– Снимать детское кино неимоверно трудно, но нужнее дела в жизни я не знаю. Работая над фильмом «Мечта», я буквально ощущал себя на своей маленькой персональной войне за все хорошее против всего плохого. К счастью, я был не один, и мы это сделали. Я надеюсь, что плоды этой победы порадуют наших детей: тех, ради кого все это и было задумано, – подчеркнул режиссер.

Фестивальное Прикамье

Фильмы пермских режиссеров не остаются лежать на полке, как правило, они отправляются в фестивальное путешествие. Фестивали вносят большой вклад в популяризацию кино. Так, летом в Пермском крае состоялся Всероссийский фестиваль детского, семейного кино и анимации «Медвежонок» (6+).

А 20 сентября в краевой столице начинается XXIV Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» (18+).

Практически все события семидневного мероприятия пройдут на площадке «Кристалл-центра». В этом году на фестиваль поступило рекордное количество заявок – более 600 – из 45 стран мира. На фестиваль хотя приехать 270 участников. Традиционно предусмотрены три конкурсные программы: национальная, международная и студенческая. В этом году очень сильная программа у молодых режиссеров, считает куратор студенческого конкурса, режиссер документального кино Олеся Епишина:

– Если смотреть фильмы, с которых мы начинали десять лет назад, и сейчас – это просто небо и земля. И эту разницу зрители смогут увидеть сами. К десятилетию студенческого конкурса подготовлена юбилейная программа, где будут показывать фильмы-победители прошлых лет.

В рамках конкурсной программы зрителям представят 40 кинолент, еще 67 – в специальных программах. Кроме того, запланированы мероприятия для юных любителей кино. Авторы детской программы «Doc.урок» (6+) предложат медиазанятия для школьников и студентов, для каждого возраста найдется своя документальная картина, повествую­щая о реальных событиях прошлого или настоящего. На занятиях пройдут обсуждения фильмов, жизни людей, их выбора и окружения. Кроме того, участники проанализируют фильмы с художественной, психологической и экзистенциальной стороны.