Все дело в мастерстве
«Я родилась в Перми. Егошихинский лог, старые кладбище и церковь – я росла рядом с этим. Сейчас там все прибрано, а в 90-е годы в той атмосфере можно было писать, наверное, хоррор, ужас.
Вообще, у каждого из нас своя Пермь. Мы по-разному воспринимаем города. Это можно сравнить с атласом и контурной картой: атлас мы видим один, но карты раскрашиваем каждый по-своему.
Я переехала в Санкт-Петербург в 1995 году и довольно долго приезжала сюда в гости. Потом Пермь и город на Неве были параллельными реальностями, которые мало между собой соприкасались. Но в 2021–2022 году, когда искала тему для новой книги, я подумала: я же так много всего удивительного знаю про Пермский край! Одна только Кунгурская пещерочка чего стоит. А эти огромные леса! Все это – пространство, реальное и при этом наполненное многовековым фольклором, мифологией, преданиями, историей освоения этих земель.
Мои герои сталкиваются с Егошей, которая и злая ведьма, и оборотень, и попытка персонализировать гидроним. Все мы, наверно, сострадали этой речке. Старшее поколение рассказывает, что они в военное время купались в Егошихе, а потом ее забрали в трубу. И мне захотелось написать, что речка, обиженная людьми, все-таки продолжает существовать.
Я очень рада, что долину Егошихи благоустроили. Очень приятно, что это случилось как-то вовремя: и книжка начинает жить, и речка оживает.
Главная концепция книги – герой обретает свою судьбу. А чтобы ее обрести по настоящему, понять, кто ты такой, чем будешь заниматься, какие люди будут тебя окружать, какая у тебя будет работа, профессия, в чем ты состоишься – для молодых это очень важно донести, ты должен осознать, что ты не точка на карте, а развивающаяся линия и наследуешь что-то важное.
Один очень молодой человек меня спросил: «Я знаю, что надо прожить свою жизнь нормально, но я не знаю, кем мне быть. У меня нет ни призвания, ни одаренности. Ну как мне быть?» Ответ в «Городе звериного стиля» – это мастерство. Какое-то дело, ради которого ты живешь и которые ты приумножают не только твою материальную и профессиональную компетенцию, но и что-то в жизни. Не только для себя».
Для чего нужно волшебство
«В книге присутствует мистический компонент. Для меня это – просто художественная задача, которая помогает показать, что реальность невероятно красива. Главное – правильно смотреть на нее. Писать в реализме может быть дано только очень великим людям. А нам, чтобы ту самую базовую природу реальности описать, иногда нужно иносказание. Опять-таки, люди лучше всего показывают себя, свою сущность, когда они сталкиваются с чем-то сразу необъяснимым, непонятным.

То есть для меня всякие волшебные штуки – это что-то вроде одного из культурных кодов, через который мне проще объяснить, как я понимаю жизнь и что хочу сказать в своих текстах. В рассказах про чудеса часто оказывается, что чудо, спасение – это дело рук человеческих. Кто-то вовремя помог. Кто-то вовремя протянул руку. Кто-то сделал что-то не для себя самого, а для другого.
В моей жизни никогда не случалось ни одной мистической истории. При этом мне нравится наблюдать, когда обстоятельства жизни, как конструктор Lego, начинают цепляться друг за друга и приводят к чему-то хорошему – вот это мистика или не мистика? Когда они к плохому ведут, ну, это мы сами виноваты, что-то где-то там не посчитали, да? А когда случаются хорошие вещи, думаешь: «Есть ангелы на небе!»
Книга за три месяца
«У меня нет такого, что пишу эту книгу, а еще – другую. Качественный текст требует всех сил. Я не из тех писателей, которые байками готовы сыпать направо и налево. Одно дело – частные разговоры, другое дело – книга.
Сначала я пишу по две-три толстых тетрадки на каждую книгу. Создаю какие-то схемочки, пытаюсь что-то структурировать. Как правило, потом получается все наоборот, но сначала нужно поставить поезд на рельсы.
«Город звериного стиля» я писала три месяца. Однако про Пермский край у меня было накоплено в сознании довольно много. Копилось с самого рождения, с семидесятого года.
Я часто выбираю молодого героя, потому что он не все понимает. Я же не Лев Толстой, который писал обо всем, мог оказаться в любой голове и правдоподобно передать все мысли героев».
Сюжет – как паровоз
«Любой сюжет из жизни, не из жизни, сконструированный, выдуманный, неважно какой – ты сразу чувствуешь: есть ли в нем энергия, которой хватит на топливо для паровоза, чтобы провести этот огромный текст от начала до конца.
При этом читатели – очень интересные. Иногда такое вычитывают, что рядом не пробегало. Но в чем закон хорошей литературы? Твое право понять текст так, как ты хочешь. Все могут понять абсолютно по-разному, и это нормально.
Если произведение везет нас на конечную остановку с одной мыслью, то это, наверно, научная литература или учебник. Потому что хороший текст должен давать веер в понимании. Даже читая «Город звериного стиля», кто-то видит не историю становления героя, что лично для меня здесь важнее, а его отношения с девчонками».
Справка
Ольга Апреликова родилась в Пермь, окончила школу № 61. Сейчас живет в Санкт-Петербурге. Работает в жанрах янг-эдалт, технофентези, посткиберпанк, космопанк. Филолог. Призер конкурса «Новая книга – 2019» и победитель в номинации «Выбор сайта «Мир Фантастики» с книгой «Жуткие снимки». Семикратный финалист международного литературного конкурса «Пролет фантазии». Финалист в номинации «Русская проза» книжной премии года «Выбор читателей – 2020» российской читательской сети LiveLib. Лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства в номинации «Литература» за книгу «Город звериного стиля».