СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Культура

300 историй Перми: Пермь театральная

300 историй Перми: Пермь театральная
Театр-Театр. Фото: Елена Сергеева
  1. Культура
Знаете ли вы, что в Перми сейчас 35 театров? Рассказать обо всех не удастся, так что сосредоточимся на информации о самых значительных и интересных достижениях и событиях театральной Перми.

Главный пермский театр

Театр оперы и балета имени П. И. Чайковского ведет отсчет от первой постановки 7 декабря 1870 года, когда в Перми дали оперу «Жизнь за царя» Глинки (6+). Тогда на сцене городского театра оперные спектакли чередовались с драматическими посезонно. За более чем 150 лет истории театра он не раз становил своеобразные рекорды, был единственным в своем роде и уникальным.

1) Театр находится на одном и том же месте с 1846 года.

2) Строительство каменного здания осуществлялось за счет пожертвований горожан.

3) В 1896 году управление театром было передано городской думе, депутаты формировали репертуар, приглашали труппы, и это был единственный случай в мировой истории. Тогда же Пермь получила звание города опероманов.

4) В советский период были поставлены все сценические произведения Чайковского: десять опер и три балета, театру присвоено имя Петра Ильича Чайковского и звание «академический».

5) Сцена пермского театра – самая маленькая среди сцен музыкальных театров России, она такая же, как в XIX веке.

6) Открытый конкурс артистов балета «Арабеск» (6+) проходит с 1988 года, с 1994 года конкурс проводится под патронатом ЮНЕСКО.

7) С 2003 года театр проводит Дягилевский фестиваль (18+), его художественным руководителем с 2012 года является дирижер Теодор Курентзис.

8) Разработка проекта новой сцены театра ведется с 1999 года, всего прошло пять конкурсов.

9) Театр обладает рекордным количеством «Золотых масок» – 35 и самым большим количеством номинаций – 207.

300 историй Перми: Пермь театральная

Оперный театр / Антон Берг

Театр «Иллюзион»

Этот необычный театр связан с личностью известного пермского фокусника, народного артиста России Владимира Данилина. Творческий путь артиста начался в 1973 году в Пермской филармонии, где он создал первый в СССР двухчасовой иллюзионный спектакль «Фокусы – это просто». Уже через десять лет на международном конкурсе в Карловых Варах артист получил наибольшее количество баллов за всю историю существования конкурса, выиграв Гран-при и две первые премии сразу.

В 1984 году Владимир Данилин открыл собственный театр «Иллюзион», снялся в фильме «Переступить черту» (12+), где сыграл самого себя. За 20 лет работы «Иллюзион» объехал около ста стран мира, показывая свое искусство в престижных зарубежных залах и в скромных клубах Пермского края – в год по 300 концертов.

В 1980-х театр выступал с гастролями в горячих точках, среди которых был Афганистан. За этот мужественный акт художественный руководитель театра Данилин награжден медалями ордена князя Александра Невского II и III степеней, медалью участника войны в Афганистане. Кстати, на его средства построен памятник «Разорванное братство», куплены квартиры воинам-афганцам.

Талантливый самородок родился в глухой деревне, какое-то время жил в землянке. Кличку Факир он получил уже в школе за любовь к микромагии (фокусам с мелкими предметами), которые он собирал буквально на улице. Высшее образование Данилин получил уже будучи профессором магии. По-настоящему знаменитым его сделал номер «Ширма», ставший визитной карточкой артиста. Все трюки здесь были авторскими: «Карлик», фокус с сигарой, левитация.

На конкурсе в Гааге с поздравлениями к Данилину подошел сам Дэвид Копперфильд: «Ты – второй русский, который здесь победил». «Как? – удивился Данилин. – Я думал, что я первый». «Первый русский я, – рассмеялся Дэвид.– Мой дед по фамилии Коткин был выходцем из России».

В 2007 году был набран новый состав труппы, появился иллюзионный спектакль «Данилиада». Он наполнен эффектными сложными трюками, придуманными Данилиным за 40 лет карьеры. Сейчас артист дал собственное имя новому театру. «Данилин» – название ресторана и театра, где шоу уживается с застольем, как принято во многих странах мира. Владимир Данилин удостоен звания «Почетного гражданина Перми» за укрепление имиджа города, воспитание молодежи и благотворительную деятельность.

300 историй Перми: Пермь театральная

Артист театра Данилина / Елена Сергеева

Первый мистический

Театр «У Моста» основан в 1988 году его художественным руководителем и режиссером Сергеем Федотовым. Свое название театр получил благодаря расположению в ДК телефонного завода с видом на камский мост. Став в 1992 году муниципальным, театр въехал в переданное ему здании бывшего Дома работников госторговли и вновь оказалась вблизи моста. Постепенно его название приобретает особый символизм: постановки театра – свое­образный мост между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим.

Авторский театр Сергея Федотова получает широкую известность и любовь зрителей как самый необычный и даже сверхъестественный. Все отмечают необычную манеру игры его актеров, основанную на смеси школ Михаила Чехова и Ежи Гротовского с эстетикой авангардиста Антонена Арто. Театр поставил всего Гоголя и множество пьес русских классиков, не искажая и не осовременивая их сюжеты.

В начале 2000-х Федотов стал автором булгаковской трилогии, поставив «Мастера и Маргариту» (16+), «Зойкину квартиру» (16+) и «Собачье сердце» (16+). Тогда же театр первым в России показал пьесу М. Макдонаха «Сиротливый Запад» (18+), открыв этого незаурядного автора театральному сообществу страны. В 2014 году театр «У Моста» организовал первый в мире Международный фестиваль Мартина МакДонаха (18+). Раз в два года в Перми собираются труппы со всего мира, играющие пьесы ирландского драматурга, критики и поклонники его творчества.

По рейтингу журнала FORBES (16+) театр «У Моста» входит в десятку лучших те­атров России и занимает четвертое место по популярности среди них. «У моста» – самый аншлаговый театр Перми, все три зала всегда заполнены, а билетов не достать. В репертуаре более 40 спектаклей, поставленных Сергеем Федотовым – заслуженным артистом РФ, заслуженный деятелем искусств РФ, лауреатом «Золотой Маски» и Строгановской премии.

300 историй Перми: Пермь театральная

Театр «У Моста» / Антон Берг

Театр – вдвойне театр

За непривычным для уха названием «Театр-Театр», которое появилось в 2007 году, скрывается долгая история, полная открытий и начинаний. Пермский театр драмы появился в 1927 году под именем ТРАМ – театр рабочей молодежи. Его первым руководителем стал журналист и драматург Борис Никитин, а первым спектаклем – «Броненосец «Потемкин». Эксцентричный театр обзавелся оркестром, акробатической и хореографической труппой. Все это пришло вместе с главным режиссером Н. Н. Новиковым, учеником Мейерхольда.

В 50-е годы в театре играл Марк Захаров – выдающийся советский и российский режиссер. Здесь он начал пробовать себя в этом качестве. В 60-е в пермском драмте­атре началась актерская биография Георгия Буркова. Особая страница в истории театра связана с именем художественного руководителя

И. Т. Бобылева (1925–2014), которому удалось собрать сильную труппу и освоить новое здание, построенное в 1981 году.

В 2004 году худруком стал приглашенный из Москвы режиссер Борис Мильграм. Ему удалось придать живой импульс театру, который менялся на глазах. Первая заявка была сделана мюзиклом «Владимирская площадь» (16+), после него появились музыкальные спектакли «Доктор Живаго» (16+) и «Алые паруса» (12+). Кроме тотального омузыкаливания драмтеатра появились и другие дополнительные краски, в том числе технически осложненная сценография, использующая уникальную динамическую сцену, не имеющую аналогов в России.

Ныне в состав труппы входит профессиональный и шумовой оркестры, балетная группа. Театр активно использует приглашенных молодых режиссеров, позволяя им любые эксперименты. Такой площадкой стало подразделение «Сцена-Молот». Театр-Театр неоднократно становился лау­реатом престижного фестиваля «Золотая Маска» (18+).

300 историй Перми: Пермь театральная

Театр-театр / Елена Сергеева

Пермский кукольный

Советский кукольный театр продолжил традицию перчаточных кукол, представления с которыми были популярны в народе. Это были комедийные сценки для взрослых, когда актеры управляли куклами, находясь за ширмой. В Перми кукольный театр существует с 1937 года.

Труппа при пермской филармонии поначалу вела кочевую жизнь, показывая зрителям небольшие сказки, первой из которых стала русская народная «По щучьему велению». Театр не останавливал представления даже в годы войны и в 1943-м году впервые в стране поставил кукольную оперу «Муха-цокотуха».

Здание бывшей тюрьмы пермский театр кукол получил в 1959 году, в обустройстве помогал легендарный кукольник Сергей Образцов. Персонажей для первой постановки комедии для взрослых «Чертова мельница» делали в мас­терских Государственного Центрального театра кукол.

С 1995 по 2013 годы театр возглавлял Игорь Нисонович Тернавский (1941-2013), который обогатил репертуар массой интересных спектаклей. Он ставил «Чайку» и «Бумбараша», «Маугли» и даже «Короля Лира». В этих спектак­лях Тернавский по-новому использовал возможности кукольного жанра, часто и сам выходил на сцену в качестве живого актера, сыграл свою звездную роль – Короля Лира.

Сейчас театр возглавляет режиссер Дмитрий Вихрецкий, еще до прихода в пермский театр его спектакли становились лауреатами зарубежных и российских театральных фестивалей. Режиссер активно разрабатывает новый язык кукольного те­атра, используя видео, мюзикл, стиль киберпанк. Самым популярным спектаклем репертуара стал мюзикл для кукол и людей по мотивам повести Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков» (16+).

300 историй Перми: Пермь театральная

Кукольный театр / Антон Берг

Театр для юных зрителей

Государственные театры для юношества существуют только в России. В 1918 году идею создания воспитательно-развлекательных заведений поддержал нарком просвещения Луначарский, тогда и появились театры юного зрителя, или тюзы.

В Перми такой театр появился только в 1960-е годы. Первоначально он делил здание с театром кукол. Сейчас в восприятии пермяков ТЮЗ тесно связан с двухэтажным каменным особняком в стиле модерн, построенным по проекту А. Б. Турчевича и принадлежавшем вдове бывшего городского главы Е. И. Любимовой.

Кажется, что преображение дома в театр не случайно. Во-первых, архитектор был актером, режиссером и сценографом, а в саду Любимовой была устроена театральная площадка. ТЮЗу удалось сохранить старинную атмосферу здания, в котором есть каминный зал, а потолки украшены лепниной. Большая часть истории театра связана с именем его художественного руководителя народного артиста РФ Михаила Скоморохова, который возглавлял ТЮЗ с 1982 по 2021 годы. За 40 сезонов он выпустил четыре десятка спектаклей. Среди них ставшие популярными «Вальпургиева ночь», «Чонкин», спектакль по рассказам Василия Шукшина «Охота жить!».

Скоморохов сумел создать яркий театральный коллектив с оригинальным репертуаром и незаурядной труппой. Сейчас в рамках театра действует творческая мастерская «Разговор на равных». В репертуаре более 20 спектаклей разных жанров. Кроме драматических есть и опера, и оперетта, и балетные постановки, и варьете. В честь 300-летия города Перми ТЮЗ получил еще одну сцену.

300 историй Перми: Пермь театральная

Театр юного зрителя / Антон Берг

Панфилов и панфиловцы

В появлении нового театра очень многое зависит от одного человека. В Перми, где существует прославленный театр современного танца, все зависело от Евгения Панфилова, предприимчивого энтузиаста, хореографа-самоучки и талантливого танцовщика.

Изначально созданный в 1979 году самодеятельный танцевальный коллектив назывался «Импульс». В 1992 году он превратился в «Балет Евгения Панфилова», первый в Перми частный театр. В 2000-м он получил статус государственного учреждения культуры. Спектакли, поставленные хореографом в

90-е, принесли ему известность далеко за пределами Перми, так как отличались новизной и смелостью пластических решений и тематики.

Балет Панфилова становился лауреатом международных и российских фестивалей и конкурсов. Тогда же Евгений Панфилов получил звание «Хореограф 21 века». В 2000-х при театре возникла труппа «Балет Толстых», куда приглашались женщины, сочетавшие телесную полноту с подвижностью и пластикой. Ожидалось, что это будет просто развлекательное гротеск-шоу. Но и тут Панфилов всех удивил, спектакль «Бабы. Год 1945» не только не был комичным, но поднимался до трагических высот.

«Балет Панфилова» одним из первых среди пермских театров получил «Золотую мас­ку» в номинация «Новация» в 2001 году именно за этот спектакль. Труппа отправилась на гастроли в Европу, где вызвала настоящий фурор, а Панфилов был удостоен Премии Правительства РФ им. Федора Волкова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России». Балетмейстер стал первым президентом российского отделения Всемирного танцевального альянса.

С гибелью Панфилова театр не прекратил свое существование. Лучшие из его постановок, а им создано 85 балетов, продолжают свою жизнь на сцене. За последнюю премьеру – «Ожерелье Заратустры»(16+) – хореограф и солист «Балета Панфилова» Алексей Расторгуев получил памятный знак к 300-летию Перми.

Фестиваль моноспектаклей

Театральный фестиваль «МОНОfest» (18+) состоялся в 2014 году, привлек внимание зрителей и профессионалов и с тех пор проходит ежегодно. Но не все знают, что он является продолжением инициативы пермских театралов, которая возникла еще в 1989 году.

13 лет подряд в Перми проходил фестиваль моноспектак­лей «В начале было слово». Это было первое подобное явление в театральной жизни страны. Конкурс позволял артистам представлять свои индивидуальные творческие работы. Престиж пермского фестиваля был очень высок, сюда съезжались выдающиеся артисты России и зарубежья, многие из начинающих актеров впервые заявили здесь о себе. Свои моноспектакли показали на пермской сцене Александр Филиппенко, Валерий Золотухин, Василий Лановой, Евгения Симонова, Елена Камбурова.

Обязательным условием фестиваля было участие пермских артистов. Возрождение фестиваля произошло по инициативе театральных деятелей Нины Соловей и Сергея Баракина. То, что МОНОФЕСТ с тех пор проходит ежегодно, говорит о том, что этот формат творчества близок и важен прежде всего самим артистам. Он дает им возможность выразить себя через выбор материала, показать какие-то новые грани своего дарования, создать свое яркое соло.

Театр-студия «КОД»

Название этого детского театра – аббревиатура слов «контакт», «органика», «действие». Театральную студию «КОД» в 1985 году организовала Марина Андреевна Оленёва, ныне доцент кафедры режиссуры и актерского мас­терства Пермского института культуры.

Сегодня «КОД» – один из лучших любительских коллективов города и края, а его выпускники, получив профессиональное образование, играют в российских театрах, снимаются в кино. Самая богатая актерская биография у Екатерины Шпицы – более 70 фильмов и сериалов, среди которых «Принцесса цирка» (16+), «Голубка» (16+), «Поддубный» (16+), «Шаляпин» (16+), «Метро» (18+).

Гавриил Гордеев – российский актер и шоумен, участник «Comedy Club» (18+), ныне – продюсер видеосервиса Okko (18+). Алексей Богачук недавно создал свой собственных театр «Мосспектакль», сыграл в 20 фильмах, самая запоминающаяся его роль – Юрий Гагарин в фильме «Главный» (12+). Евгений Пеккер – актер теат­ра имени Вахтангова и Мелиховского театра «Чеховская студия», он также снялся в полнометражном фильме «Небо измеряется милями» (16+). Мария Казначеева – актриса театра Романа Виктюка с 2005 года, самая большая ее роль в кино – сериал «Волчица» (16+).

Выпускники театральной студии работают в «Сатириконе», БДТ, в зарубежных театрах. В 2002 выпускниками студии «КОД» и ее руководителем был создан театр «Новая драма». Актерский состав и режиссерский уровень сразу вывел театр в лидеры, появились положительные отзывы от пермских и московских критиков, весомые победы. У «Новой драмы» были все шансы стать профессиональным и муниципальным. Тогда не удалось, и театр продолжал играть на сцене ДДТЮ на условиях некоммерческого парт­нерства.

Среди его учредителей – директор Андрей Кузнецов, доцент ПГНИУ, кандидат технических наук. Существуя на спонсорскую поддержку и небольшой доход, театр прожил 20 лет, и, наконец, вошел в клуб профессионалов в 2023 году. Успех театра в том, что всей своей камерной атмосферой он обращен к молодому человеку, своему зрителю, разговаривая с ним на одном языке и рассказывая о том, что его волнует.

Сейчас в репертуаре театра «Пленные духи» (16+), «Рассвет» (18+), «Человек-подуш­ка» (18+) и «Летели качели» (18+). Последний спектакль – о поколении молодежи, выросшей под музыку «Гражданской обороны» (18+).

Пространство любви

Первый инклюзивный театр в Перми был создан на базе Дзержинского отделения Пермской краевой организации Общества инвалидов в 2015 году. Через год появился первый спектакль «Стихи звучали простодушно» (6+). В студии занимаются люди с ограниченными возможностями здоровья – с синдромом Дауна.

Студийцы постигают азы актерского мастерства и простого общения. Постановочный язык использует элементы пластики, пантомимы и танцев. Публичные выступления помогают участникам студии выражать свои эмоции, взаимодействовать с партнерами по площадке и со зрителями, открывать для себя новые возможности.

Сейчас в студии под руководством Аллы Дегтярниковой занимаются 17 самодеятельных артистов в возрасте от 25 до 43 лет. В постановках воплощаются принципы иммерсивного театра: отсутствует барьер между актерами и зрителями, последние вовлекаются в представление.

Труппа «Пространства любви» становилась лауреатом всероссийских фестивалей, а в 2018 году получила премию «Выбор прессы», которую проводят Общественная палата и Союз журналистов Пермского края. В этом году труппа стала лауреатом парафестиваля «Театр – территория равных возможностей» (6+) за спектакль «Внутри: Яблоко Магритта» (6+).

Один из актеров театра, Антон Мысляев, прославился тем, что выступил на площадке ООН в Женеве на Международной конференции Education#inFocus. В том же году он получил знак общественного признания «Доброволец России», став первым в стране обладателем этой награды с синдромом Дауна. Всего в театре поставлено четыре спектакля, с которыми театр участвует в городских и краевых праздниках и фестивалях.

Самодеятельные театры Перми

За всю историю города Пермь удивляла и удивлялась самодеятельному искусству горожан. В советский период появилось несколько народных театров, их расцвет пришелся на 1960–1970-е годы, и тогда мало что могло сравниться с ними по популярнос­ти.

Пермяки не только охотно ходили на спектакли, но и с удовольствием играли в них. При ДК Свердлова (ныне – Солдатова) существовал народный театр оперетты, сначала им руководил композитор Генрих Романович Терпиловский, позднее его возглавил главный дирижер Пермского гарнизона

В. И. Лицман. Новый расцвет театральной самодеятельности стартовал с перестройкой. Открылось множество студий, и, хотя не все их них сохранились, они оставили след в истории города.

Более 20 лет в Перми существовал франкофонный театр «Визави». Уже первые постановки студенческого театра ПГУ – «Муха-Цокотуха и «Доктор Айболит» – вызвали неподдельный интерес. Несмот­ря на то, что постановки шли на французском языке, они были понятны зрителям. Затем появились «Три сестры», инсценировки французских авторов. В 2000-х театр участвовал в Рождественских встречах в Российском посольстве в Париже.

В пермском политехе появился «Европейский музыкальный театр», первым спектаклем стал мюзикл «Нотр-Дам-де-Пари», затем были рок-оперы «Старм­Ания» и «Десять заповедей», мюзикл «Золушка XXI века». Самодеятельные театры есть во многих пермских вузах и колледжах: «Немхат» – при мед­университете, «Мы» – при авиационном техникуме. Хорошо известны поклонникам Мельпомены театры кукол «Карабаска» и «Туки-Луки», театр Дмитрия Заболотского «Большая стирка», семейный театр «Век жизни» и другие. В театральной палитре города любой зритель найдет что-то созвучное его душе.