Многолетняя история строительства ритуального объекта в Перми напоминает бег по кругу
Начальник пермского департамента дорог и благоустройства Дмитрий Мясоедов сообщил, что власти города прорабатывают вопрос строительства быстровозводимого крематория в районе Северного кладбища. Правда, сразу же было обозначено, что под крематорий сначала нужно расширить санитарные границы кладбища, провести проектирование и определить объем финансирования. То есть пока – никаких сроков и другой конкретики. При этом непонятно, что такое быстровозводимый крематорий и чем он отличается от обычного. Очень похоже, что 15-летняя история заходит на очередной круг и переходит в разряд вечных, таких, как строительство театра или реновация территории Центрального рынка.
Благие намерения
О намерениях построить в Перми крематорий городские власти говорят с середины 2000-х годов. В 2009 году была разработана проектно-сметная документация для его возведения. В 2012 году проект масштабировали: по плану, будущий крематорий должен был стать двухэтажным, в нем разместиться два траурных зала (большой и малый), а также создан колумбарий вместимостью более 15 тысячи мест.
Началось строительство, его вела компания «Вектор». Назывался срок окончания работ – 2014 год. Однако в 2013 году стройка встала. По итогам разбирательств в 2014 году контрольно-счетная палата зафиксировала, что израсходованы бюджетные средства в сумме почти 165 млн рублей, но результата нет.
Власти Перми решили вернуться к вопросу в 2016 году и привлечь к достройке объекта инвестора. В 2018 году был разработан проект концессии на 49 лет, объем инвестиций – 199 млн рублей. Но концессионное соглашение так и не было подписано.
В 2021 году к обсуждению вопроса вернулись вновь, но от темы поиска нового инвестора отказались, мэрия Перми заявила о намерении достроить крематорий за свой счет. Сумма инвестиций, которая требовалась на достройку объекта и ввод его в эксплуатацию, оценивалась в 232 млн рублей. Однако затем она выросла до 462 млн рублей. В контракте мэрии с подрядчиком (ООО «Русразвитие») фигурировала сумма 472 млн рублей. Планировалось, что в мае 2023 года подрядчик выйдет на объект, но внезапно контракт был расторгнут «по соглашению сторон».
Самый дорогой
Любопытно, что тогда, в 2022 году, мэрия поначалу предложила увеличить сумму достройки крематория до 1 млрд 223 млн рублей. Но у управления экспертизы и аналитики аппарата гордумы возникли большие вопросы к этой сумме. Да и у экспертов отрасли от озвученных сумм глаза полезли на лоб. Президент Ассоциации крематориев России Алексей Сулоев тогда сказал, что пермский проект делали люди, далекие от понимания функционирования крематория в городе-миллионнике.
– Проект не решает главной обозначенной самим властями проблемы: срочного запуска крематория и начала предоставления услуги кремации, но продолжает порочную практику необоснованного расходования бюджетных средств, – прокомментировал эксперт.
Союз похоронных организаций и крематориев констатировал тогда, что пермский крематорий при утверждении новой цены станет самым дорогим ритуальным объектом в России. За такие деньги можно построить с десяток полноценных крематориев, отмечали эксперты. В самом деле, крематорий в Воронеже, запущенный в 2020 году, стоил 160 млн рублей. Строительство крематория в Нижнем Новгороде обошлось в 350 миллионов рублей.
На новый виток обсуждение темы вышло в сентябре 2023 года. На заседании Пермской гордумы депутаты поддержали перенос расходов на строительство крематория в Перми с 2023 года на 2024-2025 годы. Как пояснил глава Перми Эдуард Соснин, теперь реализации проекта препятствует решение Верховного суда, которое запрещает использовать крематорий частным структурам. Правда, добавил градоначальник, Госдума готовит решение, по которому крематории могут быть использованы в работе в части концессионных соглашений.
Итог многолетней упорной «работы» по строительству объекта: почти четверть миллиарда потраченных бюджетных рублей и законсервированный недостроенный крематорий. Не помог даже мэр, называвший крематорий в числе ключевых проектов, взятых им под личный контроль.
Долгое быстро
О том, что теперь в планах пермской мэрии появилось строительство быстровозводимого крематория, на одном из недавних заседаний комитета по городскому хозяйству Пермской городской думы сообщил начальник городского департамента дорог и благоустройства Дмитрий Мясоедов. Он отметил, что у других городов есть опыт строительства таких объектов, и на этот опыт можно опереться. При этом он не пояснил, чем быстровозводимый крематорий отличается от обычного. В интернете предложений такого рода нет.
Также Дмитрий Мясоедов сообщил, что строительство быстровозводимого крематория планируется на Северном кладбище, а не на Восточном, где стоит печально известный «долговозводимый» недострой.
При этом никакой конкретики на заседании комитета не прозвучало. По словам начальника департамента дорог и благоустройства, власти только определили земельный участок, на котором планируют строить крематорий, но сроки строительства, его стоимость, вид и параметры сооружения пока не ясны.
– Берутся проектные решения регионов, в которых уже реализованы такие объекты. Эти данные мы собираем, после чего мы поймем ориентировочную стоимость такого объекта, ну и, соответственно, будет представлена дорожная карта, – заявил чиновник.
Иначе говоря, тему строительства крематория обнулили и начали с чистого листа. Если взять во внимание весь предыдущий опыт, то можно смело прогнозировать, что в ближайшее время крематорий не появится ни в быстровозводимом, ни в долгоиграющем варианте. Хотя его востребованность становится с каждым годом все более очевидной.
Недостроенное здание крематория / Владимир Бикмаев
Сколько стоит умереть
Спрос на услуги кремации постоянно растет. Как отмечают работники отрасли, наблюдается тенденция: в городах, где строятся крематории, число кремаций заметно увеличивается. По данным Ассоциации крематориев, ежегодно число кремаций растет на 15–37 процентов в зависимости от региона. Как заметил в интервью изданию «Известия» (18+) гендиректор Национальной мемориальной компании Михаил Ремез, в городах, где крематории работают очень давно, именно кремация становится основным способом захоронения.
– В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге крематории работают 40–60 лет, и там доля кремаций составляет около 70 процентов. В тех крематориях, которые работают на рынке 10–20 лет, доля составляет около 50 процентов. Число кремаций быстро растет после открытия таких учреждений. В крематории в Крыму в первый месяц работы было 80 кремаций, сейчас – около 400 ежемесячно, – привет статистику Ремез.
Поэтому можно утверждать, как только услуга станет более доступна, она станет и более востребована. Ведь у кремации много преимуществ перед обычным способом похорон. Во-первых, это примерно вдвое дешевле. Во-вторых, менее хлопотно. В-третьих, не требуется искать участок на кладбищах, разрастающихся на муниципальных землях.
В то же время в Ассоциации крематориев подчеркивают, что в России – самая низкая обеспеченность крематориями населения. Всего в стране работает порядка 30 крематориев или одно учреждение на 5 млн человек. В то же время в Европе одно учреждение приходится на 400 тысяч жителей, а в США – на 150 тысяч.
Почему же такая огромная ниша востребованных ритуальных услуг заполняется так медленно? Рынок ритуальных услуг финансово привлекательный, но при этом имеющий дурную славу криминализированного и коррумпированного. В интернете можно найти много публикаций на эту тему. Наиболее громко прозвучала, пожалуй, история журналиста Ивана Голунова, которому после расследования дел похоронной мафии в столице подкинули наркотики и едва не засадили на долгий срок.
Как еще пару лет назад оценивала «Звезда» похоронный рынок в Перми – это примерно 2 млрд рублей в год. Появление крематория может отрезать от этих доходов примерно половину. Ведь даже те пермяки, которые хотят кремировать тело усопшего родственника, вынуждены платить все тем же похоронным конторам. Стоимость кремации в ближайшем к Перми крематории в Екатеринбурге – чуть более 13 тысяч рублей. В сумму входил сама кремация в стандартном гробу шириной до 60 см (10363 рубля), мраморная урна (2490 рублей) и замуровка праха в урну (475 рублей). При этом в Перми минимальная сумма за эту услугу – 36,5 тысячи. То есть сумму, двукратно превышающую цену услуги, вы платите пермским посредникам за транспортировку тела и оформление необходимых документов.
Сопоставимые суммы услуги кремации – в других городах. Так, минимальная стоимость услуг крематория в Челябинске составляет 15610 рублей. В Нижнем Новгороде – от 17130 рублей. В Москве – от 16 тысяч рублей. Но если обратиться к сайтам ритуальных услуг в городах, где крематориев нет, мы увидим, как цена взлетает вдвое-втрое и даже больше. Например, в Самаре, где своего крематория нет, базовый заказ на эту услугу составляет более 78 тысяч рублей: тело усопшего везут кремировать в Нижний Новгород, умножив при этом ценник на услугу примерно в 4,5 раза.
Нет сомнений в том, что властями Перми эти данные прекрасно известны. Известны им и основные игроки похоронного бизнеса в Перми, которые пострадают от появления в городе крематория. Так что ответ на вопрос, когда это сооружение все же построят, может звучать так: когда власти проявят политическую волю и поставят интересы горожан выше интересов уважаемых владельцев похоронного бизнеса.
Автор: Владислав Поспелов
Главное фото: На северном кладбище хотят возводить крематорий /Антон Берг