СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
09.09.2024
16+
Архив

В Перми продолжается аварийное мародерство

В Перми продолжается аварийное мародерство
Речь идет о доме по улице Куйбышева, 68

История с признанным аварийным домом на ул. Куйбышева, 68 в центре Перми, о которой «Звезда» рассказывала в номере от 2 февраля, получила продолжение. Но, увы, не такое, на которое рассчитывали жители.

Оставшееся в доме имущество совершенно спокойно продолжают грабить мародеры, при попытках им помешать угрожают жителям. А в ночь на 1 марта, предположительно, чтобы замести следы краж, в доме устроили пожар. Собственники закономерно опасаются, что теперь за их разрушенные квартиры будет установлена куда меньшая компенсация, чем могла бы быть при нормальном положении дел.

Грабят и поджигают

Напомним, дом на ул. Куйбышева, 68 был признан аварийным в октябре 2023 года. В отношении здания объявили режим ЧС, людей экстренно расселили. Кто-то переехал в маневренное жилье, кто-то решил арендовать квартиры, но из всех 57 квартир дома люди вые­хали. Многие оставили в квартирах мебель и технику, поскольку жителям обещали, что дом будет под охраной.

Действительно, сначала здание охраняло частное охранное предприятие, но в конце 2023 года охрану сняли. В мэрии Перми сочли, что все жители к тому времени вывезли свое имущество.

Однако это было не так. Во всяком случае, грабители точно нашли чем поживиться в расселенном, но не охраняемом доме. Вытащили сначала то, что было в квартирах, а награбленное попросту вывозили на такси. Затем стали срезать батареи, снимать металлические двери. Все этот делалось зачастую прямо среди бела дня: снятые предметы складывали на снег рядом с домом, затем вывозили на машинах.

Отдел полиции Свердловского района, который находится буквально в двух шагах от дома, был извещен о происходящем разграблении дома. В пресс-службе полиции сообщили, что ведут проверку и «комплекс оперативно-розыскных мероприятий», но воры при этом продолжали действовать как ни в чем не бывало.

Как рассказала собственник одного из помещений в доме по имени Ольга, в конце февраля мародеры начали снимать из квартир стеклопакеты.

– Помимо того, что вынесли все вещи, воры начали снимать стеклопакеты. В связи с особенностями дома они не стандартные, то есть не дешевые. Ничего не стесняются, снимают, увозят, то есть разграбление дома продолжается, – говорит Ольга.

«Не стесняются» – это еще мягко сказано. Как добавляет Ольга, одна из бывших жительниц дома, увидев воровство, попыталась вмешаться, но воры не только не прекратили свои действия, но и стали угрожать женщине. В результате ей пришлось буквально спасаться бегством.

А в ночь на 1 марта в расселенном доме на Куйбышева, 68 произошел пожар. При этом, по свидетельству жителей соседнего дома, незадолго до ЧП мародеры грузили снятые стеклопакеты из дома в автомобиль. Жители дома предполагают, что пожар был устроен, чтобы скрыть следы очередной кражи.

Впрочем, имеет право на существование и другая версия. Многие помнят, как «внезапно» стали гореть дома в квартале напротив гипермаркета «Семья». Их собственники активно противодействовали сносу и будущей застройке, требовали большие компенсации, и пожары многие восприняли тогда как стремление сделать их более сговорчивыми.

На первый взгляд может показаться, что собственники напрасно беспокоятся об унижтоженном имуществе. Дом признан аварийным, рано или поздно он будет пущен под снос, а жителям в таких случаях положена денежная компенсация или равноценное жилье в доме поновее. Но проблема в том, говорят жильцы, что вопрос с компенсациями и их размером пока не имеет определенного ответа, а ее размер зависит в том числе от состояния изымаемого объекта недвижимости.

Но сказать точно, по какому алгоритму и по каким параметрам будет рассчитываться сумма компенсаций, пока не может никто. Как, впрочем, и вообще дать какую-то конкретную информацию на этот счет.

Компенсации зависли

Вообще, вопрос выплаты собственникам компенсаций за их жилье – один из самых острых. Судя по переписке жителей с ведомствами, среди которых Управление жилищных отношений администрации Перми, Фонд развития территорий и другие, ситуация нестандартная. В отношении дома введен режим ЧС, но в действующие программы по расселению аварийного жилья он не входит. Соответственно, выплатить компенсации в рамках этих программ тоже невозможно.

Как неоднократно сообщалось в СМИ, сегодня рассматривается следующий вариант. Квартал, в котором находится дом на ул. Куйбышева, 68, министерство строи­тельства Пермского края планирует подготовить для проекта комплексного развития территорий (КРТ). Это довольно большая территория в очень перспективном месте. Помимо злополучного дома, в нее входит участок площадью 5,7 тысячи кв. м под киноцентром «Премьер», который находится в аварийном состоянии, а также около 12 га застроенной территории, ограниченной улицами Куйбышева, Пионерской, Белинского и Механошина. Здесь сегодня стоят малоэтажные дома по адресам ул. Куйбышева, 55, 70, 72, ул. Седова, 6, 8, 9, 11 и другие.

Предположительно здесь будут построены жилые дома переменной высотности, а также школа, детский сад, спортивные сооружения. Как только документация будет готова, состоится аукцион на право застройки территории. Победитель аукциона будет обязан расселить существующие дома, выплатив жителям компенсации по рыночной стоимости либо предоставить им другой жилье.

В Перми уже реализуется один проект КРТ – в квартале на ул. Плеханова. Здесь уже идет расселение жителей, и на основе этого опыта можно сказать, что те, кто выбирает альтернативное жилье, получают его в домах с уровнем износа не более 30 процентов. Есть те, кто получает компенсации, берет ипотечные кредиты и значительно улучшает в результате жилищные условия. С каждым собственником застройщик работает индивидуально, но так или иначе о каких-то острых неразрешимых ситуациях здесь пока не известно.

Другое дело, что до этого момента собственникам дома на ул. Куйбышева нужно еще дожить. Пока, по предварительной информации минстроя Пермского края, решение о старте проекта КРТ должно быть принято в июне 2024 года. Среди домов, которые находятся в квартале будущей территории КРТ, есть и те, которые не являются аварийными. Само решение о реализации проекта КРТ невозможно без проведения собраний собственников, которые дадут на это добро. Только эта процедура занимает ориентировочно два месяца, и уже сегодня понятно, что простой она не будет.

Точки напряжения

Помимо сложной ситуации с домом на ул. Куйбышева, 68, рядом назревает еще одна точка напряжения – двух­этажный кирпичный дом 1939 года постройки на Седова, 9. В 2018 году по иску собственников суд обязал администрацию Перми провести в доме капитальный ремонт. Из всего списка работ была отремонтирована кровля и электрика, после чего ремонт остановился, а администрация начала процедуру признания дома аварийным.

В качестве обоснования представлен акт обследования дома, выполненного БТИ Чердынского района. Однако жители, в свою очередь, ссылаются на экспертизу пермского «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ», которое проверяло дом перед капремонтом и признаков аварийности не увидело. Жители полагают, что вся история с признанием дома аварийным завертелась именно для того, чтобы побыс­трее освободить дом от жителей ради будущего проекта КРТ.

Можно вспомнить, что это не первый такой случай с признанием дома аварийным и объявлением в связи с этим режима ЧС. В 2022 году был признан аварийным и затем экстренно расселен дом на ул. Куйбышева, 143. Этому также предшествовал иск жителей дома к мэрии с требованием провести капремонт, который был удовлетворен в 2017 году. Но вместо ремонта дом все же расселили и летом 2023 года приступили к его сносу.

 

Владислав Поспелов

Фото: Владимир Бикмаев