Софинансирование программы «Молодая семья» в Пермском крае со стороны федерального бюджета сократилось в десять раз. Планировалось, что в 2021 году объем поддержки от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ составит 385 млн рублей. На деле же сумма определена в размере 38,5 млн рублей.
Программа по улучшению жилищных условий молодых пермских семей работает в регионе с 2005 года. Многие родители за время ожидания обещанной поддержки стали уже… бабушками и дедушками. В западно-уральских реалиях декларируемая государством мера поддержки молодоженов обернулась долгой бюрократической волокитой, постоянной сменой правил игры, массовой нервотрепкой и крупным разбором полетов со стороны контрольно-надзорных органов.
А участников проекта с легкой руки чиновников, по сути, еще и поделили на сорта. В общей очереди за получением поддержки сформировали… еще одну очередь для льготников «более высокого уровня» — многодетных.
Сотни семей, заявившихся в программу «Молодая семья» десять и более лет назад, уже отметили оловянную, никелевую, а то и хрустальную свадьбу. Но вот новоселье в рамках распиаренного проекта по улучшению демографического положения так и не справили…
Развод как вариант
– О программе «Молодая семья» мы впервые узнали в 2008 году, — вспоминает участница программы, жительница Очёра Алёна Пьянкова. – В то время были совсем другие условия для участия, нежели теперь. Я же ждала появления первого ребенка, и меня отговорили подавать документы, апеллируя к тому, что предстоит собирать большой пакет бумаг, справки все платные, прописаны в одной квартире мы с мужем должны быть не менее пяти лет, да и детей, мол, пока нет.
Надежда на продвижение в квартирном вопросе и помощь от государства забрезжила несколько лет назад, с появлением в семье Пьянковых второго ребенка.
– В 2012 году мы с супругом уже твердо решили, что надо попробовать. Условия участия в федеральной программе изменились: уже нужно было иметь двоих детей. С трудом, но нас поставили на очередь, хотя и тут тоже отговаривали. Но мы, в конце концов, осознанно подошли к созданию семьи, закончили учиться, устроились на работу, сыграли свадьбу, родили первенца. Встали в программу, начали собирать документы, – рассказывает очерянка.
Семье уже из четырех человек предложили взять региональную десятипроцентную выплату – 250 тысяч рублей. Нюанс в том, что при согласии на таковую семья исключалась из федеральной «Молодой семьи» и программы содействия социальному найму, передает Алёна.
Отметим, в тот период, когда Пьянковы вставали на учет как участники, по условиям программы нужно было обеспечить 65 процентов собственных средств, чтобы получить 35 процентов на софинансирование, что Пьянковы и подготовили. Субсидия получалась в размере 850 тысяч рублей.
Однако когда дело дошло до оформления документов, специалист Очёрской администрации, принимавшая бумаги, посоветовала «брать, что дают». Или, мол, так и будете болтаться в конце очереди.
Дело в том, что в период 2014–2017 годов финансирование на региональном уровне не закладывалось, а в 2016 году на 2017-й не закладывалось и на федеральном уровне. Таким образом, финансирование сократилось, очередь выросла, тем временем появилась целая категория новых участников, и сразу приоритетная, – многодетные семьи.
…После подготовки документов, которые должна была собрать семья для получения региональной выплаты, специалист заявила, что есть выход! Это… развод с супругом.
– Это чтобы я с детьми смогла еще простоять в очереди целый год до момента, когда мне исполнится 36 лет. Хотя встали мы с мужем на очередь, когда нам не было и тридцати, – рассказывает Пьянкова. – Но… тут же служащая отметила, что не уверена, что очередь до нас успеет дойти… Теперь мы поняли, что помощи от государства не дождемся, а такие программы – лотерея, – сетует женщина.
Семей, оказавшихся в аналогичной ситуации, в Пермском крае несколько сотен. А всего на очереди в программе «Молодая семья» по состоянию на прошлый год было зарегистрировано 8,2 тысячи семей, имеющих право на получение поддержки из бюджета.
Движение есть?
По данным министерства социального развития Пермского края, в 2020 году по программе «Молодая семья» было выдано 617 сертификатов на софинансирование 35 процентов от стоимости жилья и 1522 сертификата —на 10 процентов. При этом на обеспечение 35-процентных сертификатов совокупно из федерального, краевого и местного бюджетов было выделено 599 млн рублей.
Всего сертификаты получили семьи в 41 территории края. На десятипроцентные сертификаты из краевого бюджета было выделено 314 млн рублей. Такие сертификаты выдали семьям из 46 муниципалитетов.
Отметим, что по действующим условиям, чтобы стать участником программы, надо подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий и – платежеспособность. Нуждаемость рассчитывается так: на каждого члена семьи должно приходиться не более 12 квадратных метров жилой площади.
В зачет на улучшение жилищных условий может пойти и уже имеющееся в собственности жилье, и средства материнского капитала, и заемные деньги по ипотечным кредитам.
Те же, кто в силу достижения предельного возраста остался за бортом программы, сейчас инициировали бурную деятельность по защите своих прав.
Все в суд?
Многочисленные обращения в минсоцразвития края, Контрольно-счетную палату, прокуратуру, к депутатам различных уровней, в Правительство РФ и Администрацию Президента РФ привели к масштабной ревизии реализации «Молодой семьи» в Прикамье.
Проверка и выявление нарушений идут под контролем заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю Дмитрия Анащенко. Есть вопросы и к руководству профильного министерства, и к ответственным чиновникам в муниципалитетах.
Характерная позиция не дождавшихся обещанной поддержки предельно ясно сформулирована в одном из обращений.
«Считаю, что орган местного самоуправления своим бездействием нарушает право моей семьи – участников программы, в том числе несовершеннолетних детей, – на доступное и комфортное жилье.
Необеспеченность социальной выплатой не зависела от моих действий (бездействия), само по себе достижение супругом возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения семьи, в том числе несовершеннолетних детей, из списка участников целевой программы, включенных ранее на законных основаниях.
Неполучение социальной помощи в период действия программы в связи с недостаточным финансированием или бездействием органов местной власти не может аннулировать право моей семьи на получение социальной выплаты в рамках программы», — конец цитаты.
Параллельно с надзорными органами разбираться в конфликте пермских семей и чиновников будет и суд. Исковые заявления уже поступают, а решения судов должны быть исполнены!
Тем временем появились данные по общему объему финансирования программы «Молодая семья» в 2021 году. Денег выделено существенно меньше, чем в 2020-м. Федерация сократила свое участие в десять раз, до 38,5 млн рублей. Из регионального бюджета запланировано потратить 111,9 млн рублей, местные бюджеты выделили и вовсе 1,8 млн рублей.
И это что касается, пожалуй, самого важного для государства и народа направления – демографической обстановки. На всё это планируется облегчить достижение желанного жилья всего для 123 нуждающихся в улучшении жилищных условий семей…
Николай Ставцев
info@zwezda.su