Коллективом ученых Пермского политеха разработан состав на основе полимерных композиционных материалов, предлагаемый к использованию в качестве верхнего слоя автодорог.
Новинка представляет собой полимерный композит на основе двух модификаций синтетического каучука с заданными необходимыми свойствами. В качестве наполнителя используются полифракционный диоксид кремния и технологические добавки.
В отличие от применяемых сегодня в отрасли веществ, материал, созданный пермскими учеными, эластичнее при отрицательных температурах и устойчивее к деформациям при положительных. Это позволяет предохранять асфальт от образования на нем трещин в результате замерзания воды и таяния льда.
– Область применения – создание дорожного покрытия, позволяющего минимизировать воздействие воды и мороза на асфальт. Внедренная новинка может быть полезна в условиях резко континентального климата, когда температура колеблется от плюс 50 до минус 50 градусов Цельсия, – рассказал доцент кафедры прикладной физики ПНИПУ, кандидат физико-математических наук Эргаш Нуруллаев.
Технология ремонта дороги с использованием инновационного покрытия, предлагаемая учеными, предусматривает вырезку в асфальтовом слое полостей шириной 10–30 миллиметров и длиной, равной ширине имеющегося дорожного полотна. Затем нужно промазать их жидким битумом и уложить в них ленты из полимерного композита.
Далее по ширине дороги поверх деформационных швов накатать рулонное покрытие из того же материала толщиной 10–15 мм. Получившийся морозостойкий слой позволит избежать поперечных и продольных трещин. Срок службы может достигать тридцати лет без ямочного ремонта. Пермская разработка не выделяет токсичных веществ.
Кроме того, каучуковый материал обеспечивает более тесное сцепление с резиной автомобильных шин, чем обычный асфальт. Поэтому разработка позволит еще и сократить тормозной путь автомашин и таким образом снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Фаат Ахметгалеев