СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.05.2024
16+
Архив

Часть доходов маркетплейсов хотят отдать «Почте России»

Часть доходов маркетплейсов хотят отдать «Почте России»
Онлайн-торговле грозит почтовая наценка

Онлайн-торговле грозит почтовая наценка

Похоже, «Почта России» придумала, как поправить свое финансовое положение за чужой счет. Гендиректор почты Михаил Волков обратился к главе Минцифры РФ Максуту Шадаеву с идеей обязать маркетплейсы (площадки интернет-торговли) перечислять в пользу «Почты России» 0,5% от квартального оборота товаров. Почтовики объясняют свою инициативу необходимостью поддерживать сеть убыточных отделений.

Письмо Михаила Волкова Максуту Шадаеву приоткрывает нам закулисье работы государственной почтовой структуры. Гендиректор «Почты России» рассказывает, что организация обеспечивает доставку корреспонденции и товаров на всей территории страны, в том числе в труднодоступные населенные пункты. Для этого работают 38 тысяч отделений почты, в них трудится около 295 тысяч сотрудников, которые ежегодно обрабатывают более 250 млн посылок.

Расходы на поддержание этой сети Михаил Волков оценивает в 29 млрд рублей и констатирует, что экономически сеть убыточна из-за высокой стоимости инфраструктуры и неконкурентных условий работы.

Законодательная инициатива

Говоря о сути своего предложения, гендиректор «Почты России» указывает, что розничная торговля все больше переходит в онлайн-формат.

– Электронная коммерция стала важным социальным сервисом и универсальным общественным благом, – мягко стелет Михаил Волков, а затем переходит к главному. Для обеспечения поддержки почтовой сети, считает он, необходимо законодательно ввести взимание «инфраструктурного платежа с участников рынка электронной коммерции».

Маркетплейсы и иные организации и предприниматели, продающие товары дистанционно, следует обязать уплачивать почте полпроцента от суммы квартального оборота товаров. Такой «почтовой данью» предлагается обложить торговцев, чья годовая выручка превышает один миллиард рублей. Саму «Почту России» предлагается наделить статусом федерального гарантирую­щего поставщика товаров электронной коммерции.

По приблизительным подсчетам, речь может идти о сумме в районе 25 млрд руб­лей в год, которая достанется почте в случае принятия закона. Это почти совпадает с ценой содержания всей почтовой сети, озвученной Михаилом Волковым. Напомним, государственное субсидирование «Почты России» отменили в 2014 году. Собственные средства учреждение получает с оплаты за письма и посылки, а также с маркетплейсов, которые пользуются услугами почты.

По аналогии со связью

О необходимости разработки такого законопроекта сам Максут Шадаев заявлял еще в марте этого года. Как сообщает «Интерфакс» (16+), об этом министр говорил на заседании комитета по информполитике Госдумы РФ.

– Нам нужно делать отдельный законопроект, который будет вводить справедливую компенсацию для «Почты России», расходов на оказание социально значимых услуг в сельской местности – там, где, в основном, эта деятельность носит убыточный характер, – уточнял Шадаев и анонсировал, что законопроект будет подготовлен в ближайшие месяцы.

Объяснял он свою инициативу ровно тем же, чем и Михаил Волков. В качестве дополнительного аргумента Шадаев привел пример из телеком-отрасли, в которой все операторы переводят по 1,2% выручки на реализацию программы устранения цифрового неравенства.

Рынок электронной коммерции

По данным исследовательского агентства Data Insight, во втором полугодии 2022 года доля маркетплейсов в объеме продаж на рынке интернет-торговли впервые превысила 50%. Общий объем этого рынка в 2022 году вырос на 38% по сравнению с 2021 годом и достиг 5,7 трлн рублей.

В этом огромном денежном каравае есть и кусочек «Почты России». Крупнейшие площадки интернет-торговли имеют с почтовиками соглашения о сотрудничестве, в рамках которых почта оказывает им услуги по доставке. Разумеется, не бесплатно.

В 2020 году онлайн-ритейлер Wildberries договорился с «Почтой России» о доставке заказов по России и за рубежом. В 2021 году почта и российский AliExpress подписали соглашение о стратегическом партнерстве и договорились о реализации программы развития логистики для рынка интернет-торговли сроком на пять лет.

В апреле этого года Ozon объявил о совместном проекте с «Почтой России», которая готова открывать в своих отделениях пункты выдачи заказов. К следующему году таких пунктов должно стать 22,5 тысячи. Наконец, в июне 2023 года «Почта России» сообщила о подписании соглашения со «СберМегаМаркетом» о сотрудничестве. Почта будет оказывать услуги по сортировке и подготовке отправлений.

Но аппетит, как известно, приходит во время еды. В интернет-торговцах «Почта России» увидела хороший потенциал для решения своих финансовых проблем. Они, как мы писали в номере от 21 июля 2023 года, заключаются не только в убыточности почтовых отделений, но и в кадровом голоде. Нехваткой сотрудников объясняют изменение графика работы ряда отделений, а то и закрытие (как утверждается, временное) некоторых из них. Поч­тальоны увольняются из-за низких зарплат при высоких нагрузках.

Процент с каждого рубля

Нагрузка выросла в мае текущего года, когда «Почта России» получила эксклюзивные права на доставку пенсий. До 1 мая такую услугу оказывали и частные организации. Пенсионеры могли выбрать, кто будет доставлять им пенсию – «Почта России» или частники, работающие по договору с Социальным фондом. Теперь альтернативы нет, а единый тариф на доставку пенсий составляет 1,17% от размера доставленных сумм. Неплохая прибавка к бюджету почты, учитывая, сколько пожилых людей в силу привычки предпочитают получать наличные, а не переводы на банковскую карту.

Сразу возникли проблемы: пенсионеры стали жаловаться на задержки в получении пенсии. Пожилым людям приходится приспосабливаться к новому графику доставки денег, установленному в «Почте России». Сами почтальоны в частных беседах говорят, что опасаются ходить по улицам с крупной суммой денег.

Понятно, что «Почта России» действительно выполняет важную и нужную людям социальную функцию. Вот граждане и оплатят в конце концов расходы на содержание гигантской сети отделений и сотен тысяч сотрудников. Если предложенный главой «Почты России» закон будет принят, отчисления маркетплейсов в «почтовый фонд» неизбежно отра­зятся на стоимости покупок в интернет-магазинах. Правила рынка жесткие, чудес на нем ждать не стоит, особенно от монополистов.

Владислав Поспелов