Правительство края продолжает работу над реализацией проекта «Компактный город», недавно представленного вице-премьеру Правительства РФ Дмитрию Чернышенко и полпреду Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорю Комарову.
Одним из вопросов в повестке заседания во вторник была организация пермского наземного метро. Как напомнил губернатор Дмитрий Махонин, «предварительно предполагается открытие пяти новых железнодорожных маршрутов, в том числе кольцевого движения по лево- и правобережной части Перми – примерно сорок остановок».
Наземное метро – название неофициальное. Общие черты обрисовал министр по закупкам Алексей Зарубин. Он напомнил, что в ходе обследования были выявлены следующие проблемы пермяков в сфере транспортного обслуживания:
⇒ длительное время поездки в автомобиле в силу большой протяженности Пермской агломерации, затрудненное движение в Перми и на подъездах к городу в часы пик;
⇒ переполненные автобусы вечерами.
Для их решения и предложено создание опорного каркаса Пермской агломерации на основе железнодорожного пригородного сообщения. Власти ждут от «Компактного города» сокращения среднего времени поездок внутри города и на подъездах к нему, разгрузки автодорог за счет пересадки части пассажиров с личных авто и автобусов на «Ласточки» (именно они станут основным транспортом, согласно проекту – ред.), укоренения железнодорожного транспорта в системе общественного транспорта.
И еще с «Компактным городом» будет увязана реализация других инфраструктурных проектов Перми: трассы ТР-53, продолжения улицы Строителей, моста через Чусовую (второй очереди), Северного железнодорожного и Северного автомобильного обходов. Реализовываться начинание будет с 2021-го по 2030 год в два этапа, разъяснил Зарубин.
Первый этап займет с 2021-го по 2024 год. На нем будет создаваться центральное кольцо, которое включит в себя железнодорожные линии на участках Блочная - Кабельная - Молодежная, соединенные с отрезком Пермь I - Пермь II. Потребуется строительство двух соединительных путей в районе станции Пермь-Сортировочная и на участке Кабельная - Молодежная - Левшино. Они позволят ускорить движение поездов по кольцу на 20–30 минут.
Будет обустроено пять остановок на участке от Перми I до Перми II: «Газеты «Звезда», «Попова», «Решетниковский спуск», «Дзержинская». На правом берегу обустроят остановки «Город сердца», «Комплекс ПНИПУ».
– Время прохождения полного круга составит около пятидесяти минут. При запуске «Ласточек» на маршрут будет курсировать поезд по встречному кругу с примерным интервалом в 12–15 минут, – отметил министр.
На первом же этапе должна состояться масштабная реконструкция вокзала Пермь II в полноценный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) с возведением нового автобусного терминала со стороны продолжающейся улицы Строителей.
– Предусматривается технология «сухие ноги»: пересадка на другие виды транспорта будет проходить без выхода на улицу. «Российские железные дороги» ведут проектирование объекта, разработаны эскизные решения по облику комплекса, – сообщил Зарубин.
Строительно-монтажные работы должны пройти в 2023–2024 годах. Ожидаемый пассажиропоток – 4,43 млн человек в год. А второй этап реализации «Компактного города» включит в себя создание больших радиальных маршрутов, которые свяжут окраины, центр и пригороды Перми. О нем подробно рассказал начальник Свердловской железной дороги «РЖД» Иван Колесников.
Помимо Пермского центрального кольца (47 км, 14 остановок, 64 рейса в сутки, время одного рейса – 1 час) планируются еще три линии. По «Пермскому диаметру – 1» поезда будут курсировать по маршруту Краснокамск - Голованово. Протяженность его – 61 км, он включит в себя 24 остановки. В день будет производиться 44 рейса, длительность одного составит полтора часа. По словам Колесникова, экспериментальные поездки показали, что поезда могут сократить этот интервал до 1 часа 16 минут.
«Пермский диаметр – 2» будет состоять из маршрута Закамск - Технологический институт. Это 43 километра пути, 14 остановок, 25 рейсов в день, время в пути составит один час. На нем пассажиры смогут пересаживаться на электрички кунгурского направления. «Пермский диаметр – 3» – это маршрут Оверята - Лёвшино. 39 километров пути, 16 остановок, время одного рейса – 1 час 24 минуты.
Также обещаны единый внутригородской тариф, инфраструктура и обслуживание, максимально приближенные к настоящему метро. В результате полной реализации наземного метро время в пути для пассажиров с окраин и пригородов должно сократиться в среднем на 15 процентов. Для крупных предприятий важно укрепление транспортной связи с районами проживания сотрудников.
Транспортная отрасль должна будет создать не менее 3500 новых рабочих мест. Дмитрий Махонин отметил, что теперь важно будет и защитить проект на российском уровне. Строительство ТПУ «Пермь II» входит в инвестпрограмму «Российских железных дорог». Запущенное движение на участке Пермь - Краснокамск будет развиваться на основе концессионного соглашения.
Роман Попов,
«Эхо Москвы в Перми»