В Пермском театре оперы и балета прозвучит «Золотой петушок» — Звезда

В Пермском театре оперы и балета прозвучит «Золотой петушок»

1 февраля, 10:29

11 февраля 2024 года в Пермском академическом театре оперы и балета состоится концертное исполнение оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». Сочинением продирижирует Фёдор Леднёв, один из ведущих современных российских специалистов по музыке XX—XXI веков. 

«Золотой петушок» стал последней, пятнадцатой по счету оперой, так и не прозвучавшей при жизни Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844—1908). Именно в этом произведении композитор предстает художником-модернистом, вставая вровень с наиболее смелыми реформаторами музыкальной сцены рубежа веков — от французских импрессионистов и Рихарда Штрауса до Игоря Стравинского и Александра Скрябина.

С одной стороны, в «Петушке», как  зеркале, отразилась вся история русского оперного театра XIX века — от «Руслана и Людмилы» Глинки и «Бориса Годунова» Мусоргского до «Князя Игоря» Бородина и «Садко» самого Римского-Корсакова. С другой — социокультурный контекст времени, включая и революцию 1905 года, и студенческие волнения, и даже массовое увлечение психоанализом Фрейда: толкованию сновидений посвящена одна из ключевых сцен первого акта оперы.

Композитор Борис Асафьев называл «Золотой петушок» «ослепительной мозаикой драгоценных звукосочетаний», отмечая широкие возможности трактовки партитуры. Концертное исполнение дирижера Фёдора Леднёва — очередная попытка разгадать загадку творческого завещания Римского-Корсакова. 11 февраля мы услышим ведущих солистов Пермской оперы Валерия Гордеева (царь Додон), Надежду Павлову (Шамаханская царица), Антона Бочкарёва (Звездочёт), Анатолия Шлимана (Гвидон), Ларису Келль (Ключница), Александра Егорова (Полкан), Ирину Байкову (Золотой петушок).

— С одной стороны, «Золотой петушок» — плоть от плоти своего времени, — говорит дирижёр Фёдор Леднёв. — Эта опера   очень многое нам объясняет о начале ХХ века — причем как культурном, так и социополитическом контексте. Но одновременно она ни на йоту не утратила своей художественной актуальности. Это действительно опера-загадка: взяв прошлым летом после долгого перерыва в руки партитуру, я услышал очень много разных музык — настолько разных, что мне даже стало казаться, что Римский-Корсаков цитирует в «Золотом петушке» произведения своих предшественников и современников. Но довольно скоро стало понятно, что никаких прямых цитат в прощальной опере Римского-Корсакова нет — зато она буквально пронизана стилевыми и жанровыми аллюзиями, точная атрибуция которых намеренно затруднена самим композитором. Римский-Корсаков то и дело путает следы, подталкивая исполнителей к тому, чтобы они вновь и вновь предлагали собственные трактовки калейдоскопического узора «Золотого петушка».

Заключительная опера Римского-Корсакова — не первый опыт сотрудничества Фёдора Леднёва с Пермским театром оперы и балета. В 2022 году дирижёр выпустил в Пермском оперном постановку «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока—Валерия Воронова. Спектакль принёс театру девять номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска». В мае 2024 года Федор Леднёв продолжит сотрудничество с театром, выступив дирижером-постановщиком оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы».

 

Наталья Земскова 

Фото Андрея Чунтомова предоставлено пресс-службой Пермского театра оперы и балета



Новости Mediametrics: