В Перми открылась выставка ирреального реализма — Звезда

В Перми открылась выставка ирреального реализма

31 января, 20:34

Вопреки любым переменам в жизни, будь они благоприятными или тревожными, настоящий человек всегда остается верен себе. Так и художник: невзирая ни на какие новомодные течения, отстаивает свое творческое кредо. Поговорим об этом применительно к открывшейся в пермском Доме актера выставке Сергея Баричева «Метаморфозы» (6+).

Цельный в разном

Авторский почерк художника вполне соответствует названию: на полотнах загадочным образом переплетается беспредметное и фигуративное, в абстрактном проявляется реалистическое, а в знакомом – неизвестное.

Как рассказала «Звезде» организатор выставки Марина Зорина, в экспозиции представлены работы разных лет, но, тем не менее, общая картина выглядит цельной. Дело в том, что, хотя с годами стиль художника отчасти менялся, все-таки Сергей Баричев, как говорится, гнул свою линию, которая и связала воедино представленные произведения.

На вернисаже собрались друзья художника, творческие люди, которые, казалось бы, конкурируют друг с другом на арт-рынке, но продолжают уважать друг друга, с вниманием и пониманием относятся к творческим поискам коллег. Возможно, их сплотило непростое время, на которое пришелся художественный расцвет Баричева и его друзей: на конец 80-х и начало «лихих девяностых».

Они – своего рода команда единомышленников, преданных искусству, которая и претерпела своеобразные «метаморфозы» при переходе от одной общественной формации в другое жизненное пространство. По словам организатора выставки Марины Зориной, на открытии экспозиции встретились друзья Баричева, которые вспоминали свою молодость: художники Вячеслав Смирнов и Александр Казначеев, фотограф Сергей Копышко и другие деятели культуры Перми.

Философия абстракционизма

В работах Сергея Баричева, казалось бы, есть много недоговоренностей. Порой картины напоминают таинственные декорации в духе итальянских футуристов, таких как Карло Карра. Порой условные и едва уловимые натюрморты, а иногда – предельно обобщенные пейзажи, решенные в кубистической манере Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Но в бессмысленном на первый взгляд скоплении линий и пятен есть и философская подоплека. Так, напоминающие сетку произведения классика абстракционизма Пита Мондриана говорят о первоначальной структуре мироздания. А другой основоположник этого стиля Василий Кандинский считал, что его нефигуративные полотна наполнены внутренним музыкальным содержанием.

Работы еще одного классика, Джексона Поллока, проникнуты духом экзистенциализма, в них словно бы запечатлен неуловимый в ином формате поток сознания художника. Но как услышать эти звуки и распознать таинственные знаки такого искусства? Друг Сергея Баричева художник Вячеслав Смирнов, абстракционистское произведение дает зрителю определенную свободу в плане его понимания, каждый видит в ней что-то свое. В этой полифонии смыслов и заключаются искания, метаморфозы художника.

Справка

Сергей Баричев известен как художник, в том числе, театральный и сценограф. Жанр своих картин он любил определять как ирреальный реализм. Это было исследование возможности заглянуть в другое измерение, как это было в знаменитой трилогии «Матрица» (16+). Работы Баричева хранятся в собраниях пермской галереи, в орлеанском Музее изящных искусств, в частных коллекциях.

 

Сергей Крюков

Фото: Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics: