В Перми проходит Дягилевский фестиваль-2023. Традиционно он занимает почти все ведущие городские сценические площадки, а в этом году добрался и до действующего судозавода в Закамске со специальным проектом «Персефона. До» (16+).
Этот аудиоспектакль, придуманный драматургом Екатериной Августеняк и режиссёром Евгением Маленчевым и погружённый в «интерьеры» пермской судоверфи, во многом задаёт основной вектор всего музыкального форума. Дягилевский всегда был чем-то вроде параллельной реальности, куда хорошо прыгнуть во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах всего, а теперь эта опция фестиваля, кажется, вышла на первый план.
Спектакль начинается задолго до того, как вам вручат наушники и поведут по маршруту, «декорации» которого отсылают к «Сталкеру» Тарковского: индустриальное пространство под открытым небом, где некогда кипела жизнь, вода, простор, безлюдье. Инструктаж на маршруте тоже почти «сталкеровский»: не сходите с тропинки, – «опасно», «опасно!», – сосредоточьтесь на происходящем, не приближайтесь к воде.
В «зону столетней давности» вы проваливаетесь сразу, как только начинает звучать текст в исполнении Адольфа Шапиро. «Персефона. До» соткана из бесед, интервью и воспоминаний композитора Игоря Стравинского. Они проникают в вас всполохами смыслов и ощущений; их не всегда можно перевести в слова. Хотя что-то впечатывается сразу и остаётся вольными цитатами: главное – это человеческие воспоминания, а не исторические факты; музыка – единственная возможность уловить сегодняшний день, зацепиться за настоящий момент…
Полное впечатление, что с вами сквозь время, минуя целую советскую империю, памятником которой стоит полуразрушенный судозавод-монстр, говорит то ли сам композитор Стравинский, то ли «коллективный разум» «Мира искусства» и Дягилевских сезонов.
Фишка в том, что вам предлагают пазлы, эти разрозненные фрагменты «отдельной» жизни, зарифмовавшейся с целой эпохой, а вы их «собираете» в цельное полотно. Получается, что у всех оно разное.
Музыку к спектаклю-мистерии «Персефона. До» написал Рубен Антонян (Армения). Музыкальный текст – важнейшая составляющая проекта, который хотя и заявлен как «предвкушение главного события фестиваля», сценической версии «Персефоны» и Симфонии псалмов Игоря Стравинского под руководством Теодора Курентзиса, но на самом деле является самостоятельным событием, причём, одним из главных.
Детство Игоря Стравинского, любовь к сестре, встреча с Дягилевым, эмиграция, смерть Сергея Дягилева, история создания «Персефоны», где композитор снова сочиняет ритуал весны... Миф, лежащий в основе сюжета, не праславянский, как в «Весне священной», а античный.
В спектакле, поставленном режиссёром Анной Гусевой, который состоится 1 и 2 июля на Заводе Шпагина, объединяются пение и декламация, античный хор и колыбельные песенки, пантомима и статуарные мизансцены. «Персефона» создавалась по заказу Иды Рубинштейн как балет, но своей синтетической формой она мало напоминает «обычные» танцевальные спектакли. Пения здесь не меньше, чем танца.
Автор «Персефоны» – главный персонаж site-specific проекта «Персефона. До», закадровый сталкер, проводник через зону Дягилевского, которая заканчивается внезапно, будто обрываясь на полуфразе и оставляя вас в современности растерянным и оглушённым…
Наталья Земскова
Фото пресс-службы Дягилевского фестиваля