21 октября на сцене ДК им. Солдатова вечером «Русская классика: избранное» (6+) Пермская краевая филармония откроет новый сезон.
88-й сезон начнёт один из ведущих симфонических оркестров России – Уральский академический филармонический оркестр (Екатеринбург) под управлением Дмитрия Лисса. С оркестром выступит солист – лауреат международных конкурсов Никита Борисоглебский.
Никита Борисоглебский – блистательный российский скрипач, один из самых ярких музыкантов современности; каждый его концерт – событие. Уже в 14 лет он стал студентом Московской консерватории, а в 18 – самым молодым солистом Московской филармонии и лауреатом целого ряда престижных международных конкурсов.
В программу «Русская классика. Избранное» вошли Концерт № 2 для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева и Сюита № 3 для оркестра П.И. Чайковского.
Второй скрипичный концерт – «типичное прокофьевское сочинение», идущее от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма. Музыка произведения изысканна и театральна, то есть, перекликается с поздними балетами композитора.
Это сочинение было начато Сергеем Прокофьевым в 1934 году, в период активной работы в Европе, а закончено в 1935-ом, когда он окончательно переехал в СССР. Это одно из первых произведений композитора, созданных в неоклассическом стиле. «Я старался быть в скрипичном концерте столь простым, как только возможно, – говорил Сергей Прокофьев в одном из зарубежных выступлений. – Это необходимо для музыканта, работающего в Москве. Ибо у нас сейчас большие новые массы пришли к музыке».
Первым исполнителем концерта стал французский скрипач Роберт Сетанс, его выступление состоялось в декабре 1935 года в Мадриде. Активным популяризатором сочинения стал великий Давид Ойстрах. В 2016 году на музыку Концерта в Мариинском театре был поставлен балет.
По словам Никиты Борисоглебского, концерты Прокофьева – одни из самых любимых произведений солиста. – Благодаря очень насыщенной оркестровой партии находишься в постоянном контакте с разными группами инструментов и солистами. Я воспринимаю это как камерное музицирование, но с симфоническим оркестром. Вторая часть Второго концерта – для меня образец чего-то невыразимо прекрасного».
Сюита № 3 для оркестра П.И. Чайковского была написана в 1884 году в имении сестры композитора – деревне Каменка Киевской губернии. Чайковский начал работать над этим сочинением, не предполагая, в какой форме оно явится на свет. Иной раз ему казалось, что это будет симфония, другой раз, что фортепианный концерт. И вот, наконец, он сообщает в письме своему близкому другу Надежде Филаретовне фон Мекк: «Форма моего будущего сочинения определилась, это будет сюита. И буду её писать не торопясь, чтобы вышло нечто особенно удачное».
Несмотря на обещание писать неторопливо, Пётр Ильич закончил партитуру «Третьей сюиты» за три с половиной месяца, но сам процесс работы был нелёгким.
Впервые сюита была исполнена в Петербурге 12 января 1885 года под управлением известного немецкого дирижёра и пианиста Ганса фон Бюлова, страстного пропагандиста музыки Чайковского. Через шесть дней после этого события Чайковский написал Н.Ф. фон Мекк: «Реальность намного превзошла мои ожидания. Я никогда раньше не испытывал такого триумфа. Эти моменты – лучшее украшение жизни художника. Благодаря им стоит жить и трудиться».
Наталья Земскова
Фото Пермской краевой филармонии.