Прошедший в Перми XVII фестиваль органной музыки длился десять дней, и за это время прозвучали четырнадцать концертных программ и одиннадцать премьер, специально подготовленных для этого музыкального форума.
Самое удивительное в фестивале Пермской краевой филармонии то, что ни один концерт не повторялся даже приблизительно, поэтому в выигрыше оказались те, кто ходил на все. Оказалось, что это возможно. Орган с камерным оркестром и цимбалами, орган с шотландской волынкой и вистлом, орган и роговый оркестр, орган с оркестром народных инструментов, с хором, с тибетскими чашами...
Концепция «Орган плюс», одно из главных направлений музыкального марафона, сделала фестиваль не только разнообразным, но в значительной мере исследовательским. И если анализировать программу, то её вектор был явно направлен не в сторону академических хитов и духовной органной музыки.
То есть, классика органа, конечно, присутствовала, но ровно в той мере, сколько нужно слушателю, чтобы «передохнуть» и окунуться в иные музыкальные пласты, интерпретации для органа и те композиции, которые принято называть «попытками прорваться в неизведанное».
И эти попытки мы наблюдали едва ли не каждый вечер.
Заслуженный артист Абхазии Лука Годелия (кстати, он во время фестиваля был объявлен лауреатом Всероссийской премии «Органист года») признался перед выступлением, что прежде не играл вместе с оркестром народных инструментов. И – вышел на сцену с Оркестром русских народных инструментов имени Виктора Салина, прописанным в Пермской краевой филармонии.
После прелюдии и фуги ми минор Иоганна Себастьяна Баха публике был предложен «Славянский концерт» Сергея Слонимского (переложение для органа и оркестра русских народных инструментов). А в конце второго отделения – «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина. И это был один из самых захватывающих моментов фестиваля.
Да, программа требовала от зрителя определённого бэкграунда, и во многом эта музыка оказалась «не для ушей, а для головы». Но, похоже, за семнадцать лет существования фестиваля ему удалось вырастить именно такую публику – вдумчивую, образованную, наслушанную. В зале, где все десять дней царили аншлаги, практически не было случайных лиц. И это сразу чувствовали исполнители.
Тот же Лука Гаделия, отыграв два сложнейших произведения, где публика замирала, выдыхала и держала строгие паузы в нужных местах, в знак признательности сыграл на органе композицию группы «Queen» «We are the Champions». И это прозвучало таким отчётливым «спасибо», что зал встал и устроил овацию.
Точно такую же, какой завершился концерт Лады Лабзиной, один из эмоциональных вершин фестиваля. Главный органист и хранитель органа Московского концертного зала «Зарядье» Лада Лабзина не первый раз участвует в празднике органа, который проводит Пермская краевая филармония. И в том, что пермский фестиваль стал крупнейшим форумом органной музыки, есть и её заслуга.
– Органная музыка духовна и имеет возвышенный склад, – пояснила Лада. – Звук инструмента и музыка, которая для него создана, находится как бы над всем земным. Но это не значит, что на органе нельзя исполнять светскую музыку. Сегодня на нём играют всё, что угодно. Даже джаз. Это вопрос сознания исполнителя, который умеет чувствовать красоту, экспериментировать и соединять несоединимое. Мысль о том, что орган – это статично, церковно, давно в прошлом. Сейчас всё очень подвижно, а музыка –демократична...
Лауреат международных конкурсов Лада Лабзина выступила на XVII фестивале дважды. Первый концерт – «Снежная королева» (6+) был, по сути, ответом на вопрос о том, как в доступной форме познакомить детей с органной музыкой. Юным зрителям показали знаменитый советский полнометражный мультфильм «Снежная королева» 1957 года в сопровождении авторской импровизации главного органиста зала «Зарядье».
В творчестве Лабзиной, одного из ярчайших представителей Российской органной школы, импровизация занимает солидное место. Органист не боится ни новизны, ни экспериментов, ни неожиданных сочетаний, и этим увлекает.
А кульминацией второго концерта под названием «Орган. Древняя магия» (6+) стала «Друидическая сюита» (Druidic suite), написанная нашим современником Моше Ариэлем Ганелиным (родился 1992) по кельтским мотивам. Видимо, она, включённая в оригинальную программу вечера, состоявшегося в рамках «Ночи искусств», и обеспечила аншлаг.
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории Ариэль Ганелин стал победителем нескольких международных конкурсов (в том числе XI Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева) и сейчас является автором нескольких симфоний, инструментальных концертов, сюит, сонат, «Божественной литургии» для смешанного хора a capella... Его музыка исполняется по всему миру.
«Друидическая сюита» для шотландской волынки, вистлов и органа потребовала максимального внимания и внутренней работы. Каждая из её частей – «Скорбный зов – Лесной танец – Древнее колдовство – Песня битвы – Песня моряка» словно вела по волшебному лесу друидов, заставляя вспомнить кельтские магические обряды, жертвоприношения, ритуалы с омелой, противостояние римлянам, древние предания, интерес к которым не угасает.
Музыкант Евгений Лапекин (шотландская волынка, вистл) в 2003-м году окончил колледж имени Гнесиных. Во время обучения увлёкся ирландской и шотландской музыкой, став одним из немногих профессиональных волынщиков Москвы. Сейчас Евгений Лапекин выступает в Оркестре волынщиков «City Pipes» и фолк-группе «Tintal».
Анонсируя исполнения Ариэля Ганелина на IV фестивале современной академической музыки «Игры с классикой» в Санкт-Петербурге, устроители обозначили его сочинения «неслыханной музыкой». И это то, о чём не устаёт говорить Лада Лабзина – да здравствуют новизна и эксперименты. Постепенно публика приняла и язык, и конструкцию, предложенную композитором. И в этом – огромная заслуга исполнителей, пропускающих произведение через собственную индивидуальность.
После Druidic suite прозвучал фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» в транскрипции для органа Лабзиной и хоральная прелюдия №9 из цикла «Подражание старым мастерам». И это очень логично укладывалось в «магический» контекст концерта, в котором пермский орган звучал абсолютно по-новому, словно разговаривая с публикой языком тайных символов.
А когда настал черёд импровизации «Четыре стихии. Воздух. Вода. Земля. Огонь» для органа и тибетских чаш в исполнении Анны Благой, это ощущение достигло апогея. Поющие чаши издревле использовались людьми по всей Азии в качестве музыкального инструмента, облегчающего медитацию и участвующего в проведении религиозных обрядов. Утверждают, что музыка чаш способствует полному расслаблению и помогает остановить поток мыслей. Её удивительное сочетание с органом – один из самых необычных экспериментов фестиваля. Хочется, чтобы он получил продолжение.
Неожиданно с этим оригинальным концертом по силе воздействия на слушателя зарифмовался «самый академический» вечер фестиваля – «Музыка соборов Германии» (6+) в исполнении Александра Хмарного. Чистота звука, виртуозность, абсолютное владение инструментом создавали такую ауру, что вечер пролетел мгновенно, оставив в душе лёгкую светлую грусть и от соприкосновения с классикой, и от интерпретации исполнителя.
Примерно такие же впечатления подарил и другой интереснейший (и очень уместный концерт), который состоялся в День народного единства. В исполнении Уральского государственного камерного хора под управлением народного России Владислава Новика состоялась премьера «Литургии мира» для хора и органа композитора Антона Вискова (родился 1965). Солисты: Людмила Четина, Николай Нелюбин, Константин Третьяков; органист – Юлия Иконникова. По словам композитора, выбор исполнителя для премьеры отнюдь неслучаен:
– Я счастлив, что впервые «Литургия Мира» прозвучит в исполнении Уральского камерного хора, ибо именно этот коллектив с его богатейшим тембровым разнообразием, уникальной певческой манерой, надмирным звучанием слышался моим внутренним слухом в процессе работы над циклом.
Для фестиваля это масштабное сочинение, части которого звучали и в первом, и во втором отделении, стало своеобразным экватором, обозначив его художественную и нравственную высоту. Но Пермский органный фестиваль – это не только российские и мировые звёзды, но и юные музыканты, которым тоже предоставляется сцена.
В рамках XVII фестиваля органной музыки состоялся концерт «Орган и его друзья: пермские звёздочки» (6+). В нём вместе с Евгенией Камянской выступили лауреаты международных конкурсов, стипендиаты Фонда «Новые имена» имени Вороновой: Майя Мокрецова, орган – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, Кристина Веретенникова, орган – студентка ПГИК, Олеся Яманаева, флейта, Василиса Павленко, виолончель – учащиеся Детской школы искусств №9 Перми.
– XVII Международный фестиваль органной музыки, десять дней которого подарили пермякам и гостям города множество удивительных открытий, завершен. Наш интернациональный музыкальный форум уже много лет проходит в одно и то же время – в первую декаду ноября. Дневные и вечерние концерты для взрослых и детей, незабываемые встречи с великолепными музыкантами, огромный мир музыки - старинной и современной, шедевры классики и новаторство современности – сколько радости для души! – подвела итог Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии, заслуженный работник культуры России.
Но, безусловно, главная миссия фестиваля – актуализировать орган, доказать неисчерпаемость его возможностей и расширить представление публики об этом инструменте – удалась фестивалю в полной мере. Об этом можно судить по переполненным залам – на всех 14-ти концертах царил неизменный аншлаг.
Выступления музыкантов посетило более 4 тысяч человек. Еще почти 3,5 тысячи слушателей присоединились к прямым трансляциям концертов в территориях Пермского края. В первый день фестиваля к нашей большой семье виртуальных залов подключился и 40-й филиал в Нытве.
Согласно многолетней традиции вовлечения в орбиту фестиваля территорий Пермского края, в первый день фестиваля на сцене чусовского КДЦ впервые выступил Государственный камерный оркестр Республики Беларусь.
Фестиваль органной музыки стал знаковым событием и безусловным брендом Пермского края, у него есть свои традиции, своя публика, свой неповторимый «фирменный» стиль. Это грандиозный музыкальный форум, который знают и любят в России и во всем мире.
Наталья Земскова
Фото концерта «Орган. Древняя магия» предоставлено Пермской филармонией.