Хор Parma Voices в родном театре: «Адамов плач» и Реквием Шнитке под «Убаюкивания солнца»

8 ноября, 20:41


В Пермском академическом театре оперы и балета состоялся концерт хора Parma Voices, который наряду с премьерами стал одним из самых заметных событий осенней афиши.

Хор и Камерный оркестр театра под управлением главного дирижёра Миграна Агаджаняна представили сочинения трёх современных композиторов, которые исполняются крайне редко и никогда не звучали на этой сцене.

Это «Адамов плач» для смешанного хора и струнного оркестра Арво Пярта, «Убаюкивания солнца» для смешанного хора и ударных Гии Канчели и Реквием Альфреда Шнитке для солистов, хора и инструментального ансамбля.

Оратория эстонского композитора Арво Пярта «Адамов плач» создана в 2010 году на русскоязычный текст преподобного Силуана Афонского. Текст был написан преподобным Силуаном в первой половине двадцатого века и передан монахам. После смерти Силуана один из монахов начал писать о нём книгу, которая сейчас переведена на десятки языков мира.

В книгу вошли, в том числе те самые записи – они потрясли Пярта, назвавшего текст псалмами и высокой поэзией. Впервые «Адамов плач» был исполнен в 2010 году на 38-м Международном музыкальном фестивале в Стамбуле под управлением Тыну Кальюсте. А премьерная запись концерта впоследствии была выпущена на CD и удостоена премии «Грэмми» в номинации «Лучшее хоровое исполнение». По словам композитора, падший Адам в этом сочинении представляет собой «человечество в целом и каждого отдельного человека в частности».

Реквием же Альфреда Шнитке в четырнадцати частях создан в 1975-м году для постановки драмы Шиллера «Дон Карлос». В основе этого произведения лежит текст заупокойной католической мессы. Но православная и католическая традиции в произведении сосуществуют.

«По языку восприятия, языку молитвы я принадлежу к русскому миру, – писал композитор. – Для меня вся духовная жизнь охвачена русским языком. А вместе с тем я католик».

Реквием был написан Альфредом Шнитке после ухода матери, который композитор тяжело пережил; в нём объединены канонический текст и авангардная поли-стилистика. Здесь отражены голоса и память обо всех ушедших, особенно погибших во всех страшных катастрофах человечества – техногенных, природных, военных...

Труднейшее как для исполнения, так и для восприятия, это сочинение звучит со сцены, можно сказать, в исключительных случаях. На одном из концертов новейшего времени – в РАМ имени Гнесиных – Реквием Шнитке так же, как и в концерте Parma Voices, предваряла хоровая миниатюра Гии Канчели «Убаюкивание солнца».

Музыка Канчели – светлая, вокальная, что называется, музыка для ушей, а не для головы. Пространству необходимы были благозвучные гармонии – сосуд нужно наполнить, чтобы его опустошить, – объяснял это соседство в программе художественный руководитель и дирижёр Московского камерного хора Тимофей Гольберг.

Впервые выступив в феврале 2021 года, концертный хор Пермской оперы под руководством Евгения Воробьёва успел заявить о себе на двух Дягилевских фестивалях и фестивале «Дягилев плюс». Репертуар Parma Voices – это эклектичная смесь из произведений разных эпох от Возрождения до сегодняшнего дня.

Среди главных интересов коллектива – хоровые произведения XX века и духовная музыка, в которой есть красота многоголосного пения. Одной из своих задач музыканты Parma Voices считают знакомство слушателей с малоизвестными опусами, редко исполняемыми в России.

Наталья Земскова
Фото предоставлено пресс-службой Пермского академического театра оперы и балета.

 



Новости Mediametrics: