Семён Ваксман: «Знать Землю наизусть, а не на штык лопаты» — Звезда

Семён Ваксман: «Знать Землю наизусть, а не на штык лопаты»

2021 , 13:00

Пермский писатель и геолог, пастернаковед, кандидат геолого-минералогических наук Семён Ваксман ушел из жизни 40 дней назад, 21 октября 2021-го, в год своего 85-летия.

В его жизни очень много знаковых совпадений. Начнем с того, что он родился в Татьянин день, 25 января, в День российского студенчества (одновременно день рождения Владимира Высоцкого). А окончание Московского института нефти и газа имени И. М. Губкина и начало работы на Дальнем Востоке у него пришлось на 1959 год, когда было опубликовано этапное для эпохи будущих шестидесятых стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики».

Так или иначе, но эта ваксмановская «раздвоенность» сопровождала его всю жизнь, словно блоковское «И вечный бой, покой нам только снится»: естествоиспытатель, физик Ваксман стал и лириком, членом Союза российских писателей, автором книг стихов и прозы…

Отправился вместе с другом искать нефть на Дальний Восток, на отроги Сихотэ-Алиня, в арсеньевские места, ради чего пожертвовал московской пропиской… Было как: не хватает мазута для развития рыболовного флота – ищите нефть на месте. Во исполнение указания самого первого секретаря ЦК КПСС Хрущёва возникла Суйфунская партия для поиска нефти в одной из межгорных впадин.

Черного золота здесь не оказалось, зато Семен нашел другое «золото» – свою будущую жену, техника-геолога из Перми Светлану Торхову, с которой вместе они отметили золотую свадьбу. А вместо нефти Суйфунская партия нашла и открыла одноименный угольный бассейн, который очень помог Владивостоку после закрытия сучанских шахт.

В 1962 году Ваксман в журнале «Молодая гвардия» прочитал рассказ незнакомого ему тогда Виктора Астафьева «Останутся воспоминания» («Бери да помни»), который ему очень понравился. Ключевым словом, стоявшим за именем автора в журнальной публикации, определившим судьбу Ваксмана, стало слово «Пермь»...

До этого момента одним из любимых писателей у него был Аркадий Гайдар. Он очень любил книги Гайдара и побывал в Хабаровске, где была написана «Военная тайна». А в Хабаровске он уже точно решил, что поедет в Пермь. К тому же Пермь – это ведь и город Гайдара!

Так завязался у Семёна Ваксмана «пермский узелок», так Пермь стала географической точкой координат его местожительства, его работы и его интересов на всю оставшуюся жизнь.

Здесь, в Перми, он увидел Виктора Астафьева воочию, подружился с его младшими товарищами по перу: Алексеем Решетовым и Робертом Беловым, – став неутомимым популяризатором их творчества.

А спустя четыре года после приезда в Пермь у него вышла собственная первая книга стихов «Лик Земли» (1967).

По следам Чехова и Мэрчисона
Сюжеты книги
каменной просты.
Не каждый прочитать
ее стремится,
Ведь вырваны
в ней многие листы,
И склеились
отдельные страницы.

Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь – это страницы древней каменной книги Земли. 180 лет назад в этот ряд вписал Пермь шотландский геолог Родерик Импи Мэрчисон, создав пермскую геологическую систему.

А геолог и поэт XX–XXI века Семён Ваксман написал о Мэрчисоне книги «Условный знак Пермь» (1991) и «Вся Земля, или Записки о Родерике Мэрчисоне…» (2008). Получилось лирическое повествование о путешествии по земле и судьбам знаменитых людей.

Геологи Мэрчисон и Ваксман стали в разное время первооткрывателями Перми Великой. Они занимались одной наукой – геологией, но Ваксман сделал геологию еще и поэзией:

– Мне повезло с первой профессией: «Знать Землю наизусть, а не на штык лопаты», – писал он.

Краеведческие интересы Семёна Ваксмана были связаны не только с историей открытия в Пермском крае пермской геологической системы и пребыванием Мэрчисона в губернии, но также и с историей создания российской литературной системы: историей пребывания на Пермской земле Антона Чехова, Бориса Пастернака, Алексея Решетова, Виктора Астафьева…

Вот как Семён Иегудович Ваксман написал об истоках своих интересов в жизни:

«Так получилось, что пацанья тяга к странствиям привела меня в геологию, а геология – в Пермь. Работа у геологов-нефтяников, если отбросить тонкости, очень простая – поиски нефтегазовых ловушек, то есть объектов для разведки, которые, по большей части, являются подземными запечатанными холмами.

Первая нефть в Волго-Уральской провинции, как известно, была получена в апреле 1929 года именно в Пермской области, в Верхнечусовских Городках. Скважина №20 на берегу реки Рассошки вскрыла маленький риф пермского возраста с макушкой, пропитанной нефтью.

В те времена не знали природу этих холмов и звали их попросту – «шишками». В войну, когда фашисты отрежут бакинскую нефть, этот маленький риф всю свою нефть до последней тонны отдаст для победы: «Этот день мы приближали, как могли»… Диссертация моя и была посвящена как раз нефтегазовым ловушкам в Пермской области…»

Владимир Маслянка
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: