«Попробуй пермское»: село прикамских батыров

2021 , 22:16


Опознать это село Пермского района легко издалека по необычному арт-объекту, высящемуся на холме при въезде, – «Шлему батыра». Так жители Башкултаево демонстрируют верность духу предков – отважных башкирских воинов.

В Пермском крае не так много башкирских сел, но башкиры живут почти на всех его территориях. Старинное село Башкултаево, лежащее в тридцати километрах от краевого центра, старше столицы региона более чем на сто тридцать лет: датой основания Башкултаево считается 1592 год. А спустя почти 430 лет здесь появился первый, наверное, за всю историю африканец – ведущий проекта «Покупай пермское» Руссон вместе с напарницей Глафирой.

Башкиры пришли на эти земли, ставшие ныне предместьями Перми, уходя на север от Орды, и чувствовали себя здесь хозяевами, пока не началось славянское заселение. Оно, как правило, было мирным, пока к освоению не подключилось государство в лице строителей металлургических заводов. Впрочем, как уже писал сайт zwezda.su, первый Кунгур башкиры разорили и без завода – пракунгуряки вынуждены были в пещере отсиживаться и потом основали город в другом месте.

В годы Пугачевского бунта при Екатерине Великой башкиры и повоевали изрядно с имперскими войсками – под предводительством Салавата Юлаева, и испробовали на себе полководческий талант Александра Суворова, но позже башкирская конница в составе русской армии побывала и в Лейпциге, и в Гамбурге, и в Париже – в 1812-м. А царь Александр I поблагодарил их через князя Волконского, назвав «северными амурами», ведь они, будто купидоны, били французов стрелами.

В память о воинах дореволюционных, и о павших на фронтах Великой Отечественной войны башкултаевцах в самой высокой точке села на горе появился – к его 400-летию в 1992-м – оригинальный памятник «Шлем батыра». Ажурную семиметровую конструкцию создал своими руками выпускник башкултаевской школы Анас Мурзакаев.

Воздвижение ее заняло у него более четырех лет. Шлем сплетен из 12 тысяч колец, которые мастер собственноручно нарезал из металлических труб. Рядом – камень с текстом мусульманской молитвы на арабском языке, а в основание памятника односельчане заложили капсулу времени – свое письмо к потомкам.

Будущее невозможно, если оно не опирается на прошлое. Многие местные жители составляют, выверяют и чтут свою родословную. Как Фаиль Каримович Сайдашев – председатель сельского курултая Башкултаева, который может назвать по именам, наверное, всех своих предков.

Чтут и традиционную музыкальную культуру. Частый гость здесь с концертами – ансамбль «Седой Урал» под руководством поэта и музыканта Радика Гарипова. В репертуаре этой этномузыкальной группы немало башкирских народных мелодий. Ее парк инструментов составляют старинные кубыз – разновидность варгана, думбыра – струнный инструмент с укороченным грифом. Королем башкирской музыки считается курай (разновидность флейты) – это самый древний инструмент, изображение которого вписано в герб Башкортостана.

По религиозным взглядам башкиры Пермского края – мусульмане-сунниты. Когда решено было поставить в селе мечеть, жители начали сбор средств. Храм в селе, конечно, был – минарет красивой старой мечети был разрушен в 1938 году. Новый храм торжественно открыли в 2017 году, при этом на его территории сохранили памятник защитникам Родины, отдавшим свои жизни в сражениях Великой Отечественной войны. Его жители также ставили на собранные средства.

Хранят в Башкултаеве и старинные ремесла. Приехав сюда, стоит полюбоваться на дела рук мастера Асхата Батыршина: он украсил великолепной резьбой оба своих дома – старый и новый. Даже будка для собаки в его дворе причудливо вырезана из цельной колоды дуплистого дерева.

Посмотреть видео – по ссылке, ознакомиться с основными достопримечательностями, пройти увлекательный тест и узнать больше о гостеприимной Башкултаевской земле можно на странице проекта на сайте pp.v-kurse.ru. Добавим, что проект осуществляется при поддержке Института развития Интернета (АНО «ИРИ») в рамках реализации нацпроекта «Культура».



Новости Mediametrics: