Хор musicAeterna byzantina открыл в ночной Перми портал в Царь-град

12 июня, 02:46


В рамках Дягилевского фестиваля в Пермской художественной галерее 11 июня 2021 года состоялся концерт хора musicAeterna byzantina, созданного Теодором Курентзисом. Хор исполнил Византийскую утреню.

Минимум света, красноватые ночники, публика долго собирается внизу, чтобы, пройдя анфиладу тёмных галерейских залов, подняться под купол к пермским богам. Напряжённое ожидание. Организация одного из интереснейших событий фестиваля продумана так, что концерт начинается на пике зрительского нетерпения. В абсолютной тишине поднимаются в верхний зал певчие в сутанах, раздаются первые звуки.

Перед началом всех предупредили – никаких аплодисментов и знаков зрительского восторга, хор не бисирует. Впрочем, это было излишне. Едва раздались непривычные для нашего уха звуки древнегреческих песнопений, исчезло всё, что традиционно сопутствует светскому концерту – зрители словно застыли, растворившись «за спинами» пермских богов.

Математически выверенный узор многоголосья, невероятные по экспрессии унисоны, протяжные гласные, от которых мороз по коже, – акт древнего сакрального искусства, чудом воскресшего в эту июньскую ночь. Мелодические узоры музыкальных текстов невероятно сложны в исполнении и одновременно изящны; в них отточена каждая фраза, каждый нюанс.

С первых минут концерта пытаешься понять, «как это сделано», но, осознавая быстротечность уникального действа, оставляешь попытки открыть ларчик и просто наслаждаешься моментом.

Читаем программку.

«Вкусите и видите» (глас 4 Агиа), Иоанн Глика (900 год); «Мария, Господь с Тобою» (глас 3) из осмогласника «Богородице, Дево, радуйся», Петр Берекет (1715)... Византийскую утреню составили шесть оригинальных музыкальных текстов, каждый из которых, являясь самостоятельным произведением, вместе образуют «голографический» рисунок цельного сочинения. Оно захватывает вас с первых нот.

Нырнув в эту глубину причудливых звуковых сочетаний, я словно оказалась в древнем Константинополе, том самом городе «посреди земли», которым он был до того, как стал Истанбулом... Мне не рассказывали историю города и его историческую драму, меня просто туда погрузили на время концерта. Иногда так бывает – открылся портал. Портал в Царь-град, как называли столицу Византии на Руси.

Хор musicAeterna byzantina был создан по инициативе Теодора Курентзиса в 2018 году с целью открытия и сохранения музыкальной культуры Византии. Греческие церковные песнопения средневековой эпохи – основная часть репертуара этого коллектива, которым дирижирует тенор Антониос Кутрупис, выпускник вокального факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.

Антониос Кутрупис – не только музыкант с мировым именем, он – почётный правый певчий Кафедрального собора Св. Георгия в Венеции. В хоре byzantina – двенадцать лучших выпускников школ византийской музыки в Греции, которые занимаются греческими песнопениями всю жизнь и прошли все ступени изучения этих сакральных музыкальных памятников вокального искусства – от простого чтеца до главного правого певчего византийской традиции.

Репетиционный процесс хора включает, конечно же, и академические вокальные практики, необходимые для таких сложных художественных задач.

Коллектив, кстати, дебютировал в Перми на Дягилевском фестивале в 2019 году, затем было много других выступлений – в Вене, Санкт-Петербурге, Москве, Баден-Бадене, Париже, Афинах. В программе нынешнего Дягилевского фестиваля есть ещё один концерт хора Byzantina – в арт-пространстве Завода Шпагина совместно с хором musicAeterna.

Наталья Земскова
info@zwezda.su
Фото Гюнай Мусаевой предоставлено хором musicAeterna byzantina.

Другие материалы о Дягилевском фестивале 2021 года и прошлых лет, самом Дягилеве и связанных с ним событиях читайте по ссылке zwezda.su-дягилев.