Любовь последнего императора. Пермские кинематографисты сняли фильм о десяти счастливых днях Михаила Романова — Звезда

Любовь последнего императора. Пермские кинематографисты сняли фильм о десяти счастливых днях Михаила Романова

8 февраля 2019 , 20:12

Всвободный доступ выложен документальный фильм «Красная линия. Истории любви. Михаил Романов, Наталья Брасова» (6+). Автор сценария и режиссер фильма – Ольга Аверкиева. Лента посвящена нескольким дням из жизни последнего российского императора, которые он провел со своей супругой в Перми...

Побегу препятствовал рост

Понятно, пребывание Михаила Романова в пермской ссылке не запечатлела никакая кинохроника. Сегодняшний фильм снят в привычном теперь уже жанре художественной реконструкции, с использованием беспилотной аэросъемки и компьютерных моделей.

Великий князь, брат последнего российского императора, в пользу которого тот и отрекся, был выслан в Пермскую губернию по постановлению Совнаркома от 9 марта 1918-го «вплоть до особого распоряжения»; при этом уточнялось, что «Михаил Романов имеет право жить на свободе под надзором местной Советской власти».

«…Он пользуется полной свободой, ходит сам по городу, никто не следит за ним, – вспоминал впоследствии господин Крумнис, постоялец тех же «Королёвских номеров», где жил и Михаил Александрович (ныне общежитие театра оперы и балета, ул. Сибирская, 5 – ред.). – Я видел великого князя несколько раз в коридоре гостиницы и на улице. Бросался в глаза высокий рост великого князя. Он выглядел болезненно и производил впечатление человека обреченного. Его присутствие в Перми не вызывало среди местных жителей никакого интереса. Однажды великого князя спросили, почему он, пользуясь свободой, не принимает мер к побегу? На это он ответил: куда я денусь со своим огромным ростом, меня немедленно же обнаружат! При этом он всегда улыбался…»

Сюда, в город на Каме, к нему приехала жена.

ЧК за кадром

...На Наталье Брасовой он женился вопреки воле родовитой родни: обвенчался с любимой женщиной в 1912 году в Вене, в православном соборе австрийской столицы, поставив перед фактом и венценосного брата, и остальную августейшую семью. Он нарушил положение Свода законов, воспрещавшее женитьбу великих князей на женщинах не царственных кровей: Брасова была далеко не царского роду.

Царь Николай охарактеризовал Наталью как хитрую и злую бестию, и в сердцах написал, что между ним и братом «всё кончено». Их мать, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, известие восприняла как «позор», «ужасный и жестокий удар». Сам же Михаил Александрович свидетельствовал в своем дневнике: «Эта любовь, подобно огню, очистила меня. Я стал человеком».

Судя по фильму, как ни странно, именно здесь, когда грозовые тучи уже не расходились над его головой, судьба подарила ему последние десять дней земного счастья. Уже не было болезненного внимания семьи; пермские горожане, похоже, не докучали; неприятности, связанные с надзором местной ЧК, остались за кадром.

Супруги беспрепятственно ходили по магазинам, гуляли над Камой, катались на лодке. В городском театре послушали оперу Д. Обера «Мечта любви». В нынешнем репертуаре такая не идет, однако авторам ленты удалось обнаружить ноты, а композитор Геннадий Широглазов записал фрагмент музыки в своей обработке.

Посетили супруги в Петропавловском соборе пасхальную службу, которую служила другая жертва революции – знаменитый архиепископ Андроник, прозванный пермяками «Огнь пылающий». «Служит он очень хорошо», – заметил несостоявшийся Михаил Второй.

«На Украине переворот, Рада разогнана, генерал Скоропадский назначен гетманом». «Немцы заняли Ростов и Таганрог». «7 мая подписан договор между Румынией и Цент-ральными державами». «Пермь объявлена на военном положении. За последние дни отсюда посылали довольно много рот Красной армии на разные внутренние фронты. Кажется, что идет переброска Красной армии с запада на восток к Екатеринбургу», – отмечал пермский пленник умом военачальника, оказавшегося не у дел, читая газеты. Вероятно, и «Звезда» ему попадала, петроградские и московские издания доходили с опозданием.

Предчувствие

«Вообще трудно понять, что творится. Но что-то крупное назревает…» – предчувствует последний из царской династии. До его похищения «неизвестными в солдатской форме» в ночь на 13 июня 1918 года, как гласила тревожная телеграмма в Совнарком, оставалось три недели...

Как подчеркивает режиссер-постановщик Ольга Аверкиева, в картине нет ни одного слова от сценариста. Все реплики взяты из писем, дневников, воспоминаний, газетных статей. При этом пермская публика узнает великого князя – некоронованного императора и офицера – еще и как композитора. Кроме забытой оперы в звуковой дорожке фильма звучит мотив вальса, сочиненного самим Михаилом Романовым. Впервые его услышали с большого экрана в художественной картине Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», но та вышла в прокат почти двадцать лет назад.

Кстати

«Михаил и Наталья» – второй фильм Ольги Аверкиевой после «Вырваться», посвященного детям-сиротам. Часть названия фильма – «Красная линия» – созвучна популярному маршруту прогулок по Перми, связанному с историями любви знаменитых людей. Появятся ли следующие «истории любви», зависит от поступления финансирования.

Текст: Игорь Карнаухов

Фото: из открытых источников



Новости Mediametrics: