СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
05.12.2024
16+
Архив

Молодые режиссёры снимают в Перми игровое кино

Молодые режиссёры снимают в Перми игровое кино
В Перми не нужен второй Голливуд. Вполне хватит второго Торонто

Документальное кино в Перми ценят и любят. Причем любят как смот­реть, так и снимать. А пермское игровое кино как кот Шрёдингера. С одной стороны, оно, несомненно, есть. Почти каждый пермяк вспомнит и «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», и «Взбунтуйте город, граф!», и «Любофф», и ещё несколько названий. С другой — кроме этого, ничего и нет…

Однако создатели «Пермской кинолаборатории» придерживаются другого мнения. Знакомьтесь: Лев Калимуллин, Константин Тупицын, Александр Нечаев, Максим Серебренников, Михаил Морозов — пермские режиссеры. У каждого из них не по одному снятому фильму.

— Игровое кино у нас есть, и от этого никуда не деться, — говорит Лев. — Понятно, что мы не профессионалы. Но кто в этом мире вообще профес­сионал, если человек учится всю жизнь? Просто принято считать, что в Перми кино нет. А мы стремимся разрушить эту парадигму.

— Я скажу про себя, — вмешивается Константин. — Я профессионал, и раз я снимаю кино, значит, оно есть.

— А я скажу как есть, — подводит итог Михаил. — В Перми нет профессионального игрового кино. Есть любительское, есть артхаусное… Но принято считать, что у нас есть только документалистика. По одной простой причине — в неё вкладывают деньги. И то небольшие...

— Документальное кино — вещь интересная. Но как быть с теми, у кого свои миры в голове? Вот поэтому мы и снимаем игровые фильмы, — добавляет Александр.

Как появилась команда

Идея сообщества «Пермская кинолаборатория» принадлежит Льву Калимуллину. Полтора года назад, во время съемок фильма «Изнанка жестокости», он с командой пришёл к тому, что нужно объединить усилия тех небольших студий, которые снимают игровое кино в Перми, — благо они между собой отчасти знакомы.

— Чтобы делать более качественные фильмы, обмениваться опытом, учиться и учить других и в итоге стать действительно большой студией, необходимо объединиться, дружить, знать друг о друге, — рассказывает Лев. — Нами была придумана концепция пространства творческого сообщества. Была база, где можно было собираться и проводить съемки, была нормальная техника. И мы начали эксперимент. Хотелось найти людей, для которых кино — это дело всей жизни.

Эксперимент продолжался в течение прошлых весны и лета. Совместными усилиями был завершен съемочный процесс нескольких уже начатых фильмов, но главным итогом стало объединение творческих сил. Не откладывая дело в долгий ящик, эти творческие силы попытались снять общий короткометражный фильм, но первый блин вышел комом. В отличие от команды — вот она-то как раз сложилась.

— Наша задача на ближайшее время — сделать короткометражный фильм или пилот сериала, — рассказывает Константин. — Возможно, даже полный метр. Хороший, успешный фильм, который будет снят в Перми, привлечет внимание к нам, нашему городу, получит призы на кинофестивалях, может, даже ограниченный прокат.

— Это будет проект объединения — не кого-то из нас лично, а один общий проект, — добавляет Лев. — Такого мы еще не делали. Мы, конечно, помогаем друг другу и в съемках, и в критике.

— У нас не хватит ресурсов, чтобы сделать крупную студию или крупный продюсерский центр, — говорит Михаил. — Но надо начинать с минимума и постепенно расти. Сейчас благоприятное время. Кино перестало концентрироваться только в Москве и Санкт-Петербурге, стали появляться продюсеры, которые хотят вкладываться в регионы. Несколько фильмов, которые снимались в Тюмени, Омске и так далее, окупились, собрали кассу, принесли денег — всё это толкает киноиндустрию на децентрализацию. Мы не хотим строить здесь Голливуд, мы хотим сделать что-то вроде Торонто, где снимается много фильмов, в том числе голливудских, — из-за особенностей законодательства и налогообложения.

«Выстрелить» может любой проект

В числе проблем ребята называют то, что в Перми нет базы как таковой, — не только материально-технических, но и человеческих ресурсов. В крае идет утечка мозгов, особенно молодых. Все, кто хочет, уезжают. Все, кто может, уезжают. В итоге остаются либо совсем упертые, либо отщепенцы. Себя они считают упертыми. Но они не одиноки.

— Очень много людей хотят сниматься в игровых фильмах, — рассказывает Александр. — Недавно мы проводили кастинг — за три дня пришло около 50 человек. У нас в городе есть творческие людей, которые сначала немного стесняются, а когда вольются в компанию — проявляют себя с интересной стороны. Мы стараемся не брать профессиональных актеров. Нам легче подобрать человека, который внешне и по характеру совпадает с персонажем, которого ему предстоит сыграть. Но есть и проблемы: на кастинги приходят в основном девушки, а мужчин в возрасте не хватает. Другая проблема — это деньги. Их хватает только на проезд и перемещение техники. Хотя, по идее, актерам надо платить…

— Мы продюсируем и совместные проекты, и проекты друг друга, — говорит Лев. — Не деньгами — их у нас попросту нет, — но силами, идеями, критикой. Общими усилиями мы сняли за два года фильмы «Изоляция» и «Отблеск» Максима Серебренникова. Работаем над концепт-роликом сериала «Полигон» Александра Нечаева…

— У нас нет средств, чтобы снять первую серию: нужно много массовки и компьютерной графики, — поясняет Александр. — Мы сделаем концепт для продюсеров, чтобы они посмотрели и сказали, подходит им или нет. Вообще «Полигон» задумывался как комикс, но поскольку я не умею рисовать, пришлось снимать. Это фильм об изолированном городе, в котором нужно продержаться год, а после этого ты сможешь запросить любые деньги.

— Несмотря на то что это проект Саши, в нём участвуем все мы в той или иной степени, — говорит Константин. — Любой из наших проектов может привлечь внимание к региону: «Полигон» Саши, «Амстердам» Максима, «Изнанка жестокости» Льва. Или мой «Романтик» — черная комедия по книге Дэнни Кинга «Дневник киллера». Кинг, кстати, очень ждет этот фильм. Как только я его закончу — непременно отправлю.

А если помечтать?..

Говорят, что кино — искусство для людей с деньгами, потому что одно только профессиональное оборудование тянет на суммы с большим количеством нулей. Поскольку о сюжетах уже снятых фильмов наши молодые режиссёры говорят неохотно, чтобы сохранять интригу, мы спросили, что они сняли бы, имея в своем распоряжении неограниченный бюджет.

Александр Нечаев:

— В первую очередь я купил бы технику получше. Если мы настроены на серьезный рынок, нужно снимать в высоком качестве. Мало иметь камеру — к ней нужны фильтры, к микрофону нужна защита, к объективу — еще что-нибудь. Можно бесконечно тратиться… А снимать я стал бы комедию или ужастик. Ужастики у меня выходят неплохо, нагнетать я уже научился. Человека вообще проще напугать, чем развеселить. Но сейчас я, пожалуй, остановился бы на комедии.

Михаил Морозов:

— Я бы снял то, что у меня лежит в сценариях и задумках. У меня есть полностью расписанная документация для мистического сериала, который проходил в финалы питчингов кинокомпаний. Всё упирается в то, что идея сама по себе дорогая, никто не знает, кому из телеканалов её можно предложить.

Лев Калимуллин:

— План у меня уже прописан вперед на всю жизнь. Я бы постарался снять фильм, который будет расширять рамки уже известного кинематографа. Мне нравится всё, что не укладывается в привычное понимание действительности. Было бы интересно сыграть на этом. Например, создать мир, где нарушен привычный уклад вещей, по-другому работают законы природы, и посмотреть, что произойдет с персонажами, когда они попадут туда. И представлять историю любви на фоне рушащегося мироздания. Это же очень человечно.

Константин Тупицын:

— Сниму космическую сагу с межзвездными кораблями и другими мирами. Или что-нибудь историческое. Или фильм про вымышленный конфликт, который охватывает всю Землю.

Максим Серебренников:

— Я бы снял фильм «Бэтмен будущего» по мультсериалу. Мне нравятся супергерои и всё такое. Есть обычная жизнь, а там ставки поднимаются выше. В общем, я снимал бы сказки...

Кстати

Из интервью автора культовых «Криминальных дневников» Дэнни Кинга журналу «Янгспейс»:

— Скоро выйдет короткометражка «Романтик» Константина Тупицына. Это ваша первая совместная работа с российскими режиссерами? Как вы оцениваете сотрудничество?

— Меня очень впечатлил Константин. Он связался со мной в прошлом году, когда были доступны права на мою книгу. Он спросил, может ли он сделать короткометражку на основе книги и показать фильм на российских кинофестивалях. Я был рад согласиться, если это может помочь его карьере. Я огромный поклонник любого, в ком есть драйв, и Константина определенно ждет светлое будущее. Надеюсь, он будет помнить меня, когда станет знаменитым режиссером.

— Тизер фильма показывает отменный российский колорит, но и не теряет обаяние оригинала. В этом есть родственность английских и российских героев по духу?

— Да. Я думаю, что англичане и русские очень похожи по своим характерам. Мы живем в тени прошлой и настоящей классовой борьбы, и мы довольно циничные люди, особенно по отношению к нашим лидерам. Я не против размахивать флагом на Кубке мира или на «Евровидении», но я не думаю, что это решение для каждой проблемы. Я очень верю в людей как людей. Англичане, русские, китайцы, аргентинцы — мы все одинаковые. Мы все любим наших детей. Мы все любим смеяться. Мы все хотим быть счастливыми.

Текст:  Валерия Аргаляева
Фото: из архива «Пермской кинолаборатории»