СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
14.12.2024
16+
Транспорт

«Весна — пора расти ценам»: с 15 апреля выросла стоимость проезда в общественном транспорте Перми

«Весна — пора расти ценам»: с 15 апреля выросла стоимость проезда в общественном транспорте Перми
Фото: Александр Давыдов
  1. Транспорт
Третий год подряд в Перми растет цена проезда в городском общественном транспорте. Второй раз подряд это делается в апреле. Выросла стоимость пересадки и проездных документов. В мэрии уверяют: последние остаются наиболее выгодным вариантом оплаты.

Новая цена

С 15 апреля плата за проезд в общественном транспорте Перми выросла с 35 до 37 руб­лей. Стоимость пересадки по транспортной карте в режиме «Электронный кошелек» или по QR-коду составляет 19 руб­лей. Проиндексирована и цена проездных документов.

«Безлимит на сутки» теперь обойдется пермякам и гостям города в 139 рублей (в 2023 году – 132 рубля), «Безлимит на 15 дней» стал дороже на 54 рубля и стоит 945 рублей, цена «Безлимита на месяц» поднялась до 1887 руб­лей (вместо 1785 рублей). «Безлимит на квартал» подорожал с 5040 рублей до 5328 рублей, «Безлимит на год» с 13650 руб­лей до 14430 рублей. С проездным «40 поездок на месяц» одна поездка обойдется в 36 руб­лей – его стоимость составляет 1332 рубля.

Выросла цена льготных проездных документов. Тарифные планы «30 поездок на квартал» и «Безлимит на 15 дней» для школьников с пятого по 11-й класс, студентов, пенсионеров, членов малоимущих многодетных семей теперь стоят по 777 руб­лей, «Безлимит на месяц» – 1110 рублей. Школьники с первого по четвертый класс пользуются городским общественным транспортом бесплатно.

Цель – развитие

В городском департаменте транспорта отметили, что изменение тарифа связано с ростом цен на топливо, запчас­ти, а также необходимостью индексации зарплат водителям общественного транспорта. Кроме того, ежегодная индексация тарифа позволяет не допускать его взрывного роста в будущем.

Также рост стоимости проезда объясняют необходимостью развития отрасли – увеличения количества рейсов и маршрутов, содержания инфраструктуры и обновления общественного транспорта. По данным пермской горадминистрации, доходы отрасли в 2023 году по сравнению с предыдущим годом выросли на 375 млн и составили 4,786 млрд рублей. Компенсации за проезд федеральных льготников принесли еще 375,9 млн рублей. Это позволило сократить бюджетную дотацию с 1,453 млрд в 2022 году до 1,363 млрд рублей в 2023 году.

При этом выросли и расходы. По сравнению с 2022 годом они составили 6,525 млрд рублей. Это связано с удорожанием топлива и комплектующих и запуском новых автобусных маршрутов №№ 37, 66, 71 и 81. Как пояснили в департаменте транспорта: «Сейчас транспортная отрасль Перми обеспечивается за счет билетных доходов примерно на 80 процентов, около 20 процентов дотируется бюджетом. Это считается оптимальным балансом, позволяющим сохранять ценовую доступность транспорта для пассажиров благодаря долгосрочным проездным. Для бюджета города такой баланс позволяет в полной мере обеспечивать финансирование других социальных отраслей.»

Топ-3 в рейтинге

Если посмотреть на динамику цен на проезд за последние 12 лет, то можно отметить несколько скачков. В 2016 году стоимость поднялась с 16 до 20 рублей и держалась на этом уровне четыре года, а затем взлетела до 26 рублей. Следующий скачок пришелся на 2022 год, когда стоимость проезда возросла до 33 руб­лей. Ну а теперь цена проезда идет по нарастающей – раз в год на два рубля.

Судя по всему пермяки к таким темпам привыкли. Иначе краевая столица не возглавляла бы ежегодный рейтинг городов России по качеству общественного транспорта, который составляет центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования SIMETRA. В 2020 году Пермь занимала в рейтинге девятое место, но с тех пор вот уже три года удерживает первое. По итогам 2023 года ценовую доступность пермского общественного транспорта эксперты оценили в 89 баллов из 100, комфорт и удобство – на 95 баллов, функциональность транспортной сети – на 75 баллов, физическую доступность – на 73 балла.

– Тройка лидеров непоколебима. Перми удалось дополнительно укрепиться на пьедестале и увеличить отрыв от занимающего второе место Новокузнецка. Екатеринбург при всех фиксируемых сложностях работы сети общественного транспорта пока что держится за третье место: тройка лидеров уже в прошлом году стояла особняком по количеству набранных баллов, и преодолеть этот разрыв в один присест оказывается достаточно сложно, – уточнили составители рейтинга.

Меню и штрафы

Одной из статей дохода транспортной отрасли остается борьба с безбилетниками. Штраф для зайцев составляет 2500 рублей, при повторном нарушении – 5000 руб­лей. По этому показателю Пермь опережает все остальные российские города, включая Москву и Санкт-Петербург. Более того, штрафовать нарушителей будут и за несвоевременную оплату штрафа за безбилетный проезд в двойном размере. В итоге безбилетнику и злостному неплательщику штрафа придется раскошелиться на 7,5 или 15 тысяч рублей.

Видимо, и эта сумма не пугает горожан, поголовье зай­цев особо не снижается. 9 апреля контролеры поймали в пермском общественном транспорте сорокотысячного безбилетника. Нарушительницей оказалась некая Наталья. Контролерам она сказала, что не успела оплатить проезд, потому что отвлеклась на телефон. Девушке вручили протокол о нарушении, а также подарили транспортную карту с уникальным дизайном.

Между тем тарифное меню позволяет пассажирам подобрать удобный вариант и размер оплаты. В 2023 году самыми популярными у пермяков были проездные на месяц – их было приобретено 567,6 тысячи. В целом же пермяки купили 254,5 тысячи гражданских и 562,2 тысячи льготных проездных. Годовой проездной решились приобрести 3282 человека.

Наиболее популярным способом оплаты являются банковские карты (48,15 процента) и физические транспортные карты (31,76 процента). А вот на наличные средства пришлось лишь 5,69 процента оплат. Непопулярной оказалась и пересадка со скидкой – таких от общего процента поездок было всего 1,1 процента.

В 2023 году депутаты Пермской гордумы передали администрации краевой столицы полномочия по изменению тарифа на проезд. Первый замглавы администрации Перми Эдуард Хайруллин тогда заверил депутатов, что индексация тарифа не превысит величину инфляции. При этом администрация обязана уведомить депутатов гордумы о планах поменять стоимость проезда не позднее, чем за 30 дней до их реализации.