80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
07.06.2025
16+
Происшествия

Ставят на счетчик. «Звезда» рассказывает об очередном способе обмана, изобретенном мошенниками

Ставят на счетчик. «Звезда» рассказывает об очередном способе обмана, изобретенном мошенниками
Фото: архив газеты «Звезда»
  1. Происшествия
Законодатели и правоохранительные органы ведут с мошенниками бесконечную игру в «кошки-мышки». Едва раскрывается и пресекается очередная схема обмана граждан – злоумышленники тут же придумывают новую. «Звезда» постоянно рассказывает об этих схемах и о том, как им можно и нужно противостоять самим гражданам. На этот раз произошла ситуация из разряда «на ловца и зверь бежит»: мошенники попытались развести корреспондента «Звезды».

Шаг 1: «Проверка счетчика»

О том, что мошенники в последнее время стали представляться сотрудниками ресурсных компаний, мы уже сообщали. Теперь стали более понятны подробности этой схемы.

Звонок в WhatsApp (18+) поступил утром 15 мая. В аккаунте звонившего было указано «Дмитрий Александрович», он представился сотрудником Пермэнергосбыта. Цель звонка – якобы согласовать дату и время очередной проверки счетчика электроэнергии. Звонивший был убедителен: продиктовал имя и отчество «мастера», который должен прийти, попросил записать его телефон. Причем номер телефона был из тех, что распространены в Пермском крае – он начинался на «902». Затем «Дмитрий Александрович» попросил подтвердить «номер заявки», который пришел в СМС.

Именно здесь подозрения в том, что разговор идет с мошенником, превратились в уверенность. В качестве отправителя СМС было указано слово SRAVNI, а сам четырехзначный код был кодом для входа и регистрации на сайт подбора кредитных и страховых продуктов sravni.ru (18+). Одновременно с запросом кода звонивший начал расспрашивать о составе семьи, ошибся в имени-отчестве человека, к которому якобы придет «мастер», и вообще стал очень многословен.

Здесь – внимание! – корреспондент «Звезды», желая в дальнейшем разобраться в схеме обмана, сделал то, чего ни в коем случае никто не должен делать – назвал мошеннику код. Буквально в течение пары часов после этого стало понятно, как работает схема «звонок из Энергосбыта».

Шаг 2: «Говорит Роскомнадзор»

Зачем злоумышленникам код для регистрации на сайте sravni.ru?

Специалисты сервиса давно столкнулись с этим видом мошенничества, поэтому на сайте есть комментарий специалиста Заяны Менкеновой.

«Код нужен им для авторизации в сервисе. Если у вас уже есть профиль с заполненными данными, то мошенники могут получить к ним доступ.

Затем они смогут подать заявку на кредит или использовать персональные данные клиента на других ресурсах. Для оформления кредита или карты в любом случае понадобится личная встреча с представителем банка, поэтому взять деньги за другого человека не получится. Микрозаем тоже оформить не выйдет, потому что мы проводим идентификацию клиента с документами. Даже если обратиться в МФО напрямую с чужими данными, получить заемные средства не удастся, потому что компании выдают их только на именную карту клиента, а при несовпадении данных заявку отклонят», – поясняют в сервисе.

Конечно, вашими данными можно воспользоваться не­официально на других площадках, но сам по себе доступ от вашего имени на сервис подбора кредитов не так страшен – особенно если у вас там нет аккаунта, а на «Госуслугах» (14+) установлен самозапрет на получение любых кредитов. Но запрос кода от sravni.ru – только первый шаг в мошеннической многоходовочке.

Спустя несколько минут человеку, который разговаривал якобы со специалистом из «Энергосбыта» придет другое СМС. Номер отправителя будет совершенно левым, но в тексте якобы от некой «Госзащиты» вам сообщают тревожную новость: от вашего имени на портале «Гос­услуги» оформляется «документ на передачу прав третьим лицам», чтобы решить проблему, требуется срочно связаться со «службой поддержки». Телефоны «службы» прилагаются.

По указанным телефонам вам ответит озабоченный «сотрудник Роскомнадзора», который деликатно пожурит вас за неосторожность при передаче кода мошенникам, но успокоит: «сейчас вам перезвонит наш специалист и вместе вы решите проблему». Чтобы разговор шел «по защищенной линии», предупредит вас собеседник, он будет вестись через Telegram (18+) или WhatsApp.

Действительно, спустя несколько минут в мессенджере раздастся звонок, в аккаунте звонящего будет написано «Роскомнадзор» и изображен логотип ведомства. Строгий сотрудник (сотрудница) еще раз отчитает вас за то, что вы имели неосмотрительность сообщить мошенникам код и начнет давать указания: сейчас вы, не прерывая разговора, войдете в «Госуслуги» и вместе с ним (с ней) замените логин и пароль, чтобы «защитить ваши данные».

Если вы сделаете это, что будет дальше – наверное, понятно. Получив доступ к вашему аккаунту в «Госуслугах», мошенники легко снимут установленный вами самозапрет и оформят на ваше имя кредит, который не требует личного присутствия в банках. Собственно, это и есть цель схемы «звонок из Энергосбыта».

Комментарий

Как пояснили в ПАО «Пермэнергосбыт», его представители, как и представители других энергокомпаний, крайне редко беспокоят телефонными звонками. При этом никакой информации по телефону не запрашивают, сообщить код из СМС, номера документов или перейти прямо сейчас по ссылкам не требуют, пройти регистрацию тоже не просят. Потому что в этом нет никакой необходимости.

«Звонить могут в двух случаях. Первый – напомнить о задолженности, попросить оплатить и уведомить о возможных последствиях. Впрочем, должники обычно и так в курсе. Второй – если подошло время бесплатной замены счетчика. Электросчетчик, если вышел за межповерочный интервал или сломался, меняют бесплатно – это федеральный закон. Целью звонка может быть только согласование времени визита монтера, если счетчик установлен в квартире. Если же прибор стоит на лестнице, даже звонить никто не будет, поскольку доступа в вашу квартиру не требуется. То же самое в частном секторе, где счетчики чаще всего ставят на вершину опоры электропередач, которая находится в общем доступе. То есть беседа в любом случае не предполагает никаких действий с вашей стороны – это или информирование, или согласование даты и времени визита. И еще, настоящие энергетики не будут звонить в мессенджер. Только на телефон!» – подчеркивают в пресс-службе ПАО «Пермэнергосбыт». Никаких «проверок счетчика» тоже не бывает: контролеры энергетиков могут прийти для снятия со счетчика показаний и только. Дату такого визита обычно сообщают управляющей компании дома, а те – размещают уведомление в подъезде.

Итак, вновь повторим простые правила:

1. Никакие «специалисты» ни из каких ведомств не звонят в мессенджеры. Если такой звонок поступил – это сам по себе сигнал тревоги. Для надежности лучше вообще не отвечать на такие звонки.

2. Телефон горячей линии «Госуслуг» 8(800)100-7010 (звонок бесплатный), 115 – короткий номер для мобильных телефонов. Если вам предлагают позвонить в «службу поддержки», внимательно проверьте, по какому телефону вы собираетесь звонить. И, конечно, звонить вам в мессенджер из «Госуслуг» тоже не будут.

И главное, никогда и никому не называйте никаких кодов из СМС-сообщений, даже если речь идет о, казалось бы, безобидных сайтах.