Кто же такой блогер? Это интернет-пользователь, ведущий собственные странички и зарабатывающий на этом деньги. Выделяют четыре вида блогеров: знаменитости, эксперты в той или иной области, лайфстайл-блогеры, рассказывающие о своей жизни, и предприниматели, занимающиеся продажей собственной продукции или услуг. Зарабатывать в интернете можно по-разному – через прямую рекламу товаров и услуг тех или иных брендов, партнерские программы, получая вознаграждение от платформы, на которой ведется блог и т.д.
Казалось бы, дело довольно простое – размещай фото и видео и получай за это деньги. Но на самом деле, чтобы начать зарабатывать, нужно проделать большую работу: выбрать и, главное, привлечь свою целевую аудиторию, научиться красиво снимать, монтировать, а иногда – и просто говорить. У кого-то это получается.
Топ Tik-Tok
Возглавили список тикток-блогеры. На первом месте – 24-летняя Анастасия Цыплёнкова из Перми, известная как tololommo или «Девятый из Хокаге». В 20 лет она, по ее словам, «от нечего делать», записала пару роликов для Tik-Tok, сейчас у нее 3,6 млн подписчиков. Девушка ведет Telegram-канал «Зона комфорта», есть своя площадка на YouTube. Основная тематика – лайфстайл, Анастасия рассказывает о своей жизни, делится советами, а также развивает собственную школу онлайн-профессий Redford School. В настоящее время живет в Москве.
Подписчики: Tik-Tok – 3,6 млн, YouTube – 129 тыс., Telegram – 74,6 тыс., Instagram* – 330 тыс.
На втором месте – блогер Александра Вяткина, у которой в Tik-Tok числится миллион подписчиков. Тематика та же – жизненные истории, эксперименты, обзоры. Как указано на личной странице Александры, «блогер, юрист, турист, чтец, жнец и на дуде игрец». Отметим, что пермский «эксперт по жизни» представлен практически во всех социальных сетях, включая «Одноклассники», ведет Telegram-канал «Корреспондент Вяткина».
Подписчики: Tik-Tok – 1 млн, ВК – 21 тыс., Telegram – 19,1 тыс., Instagram* – 112 тыс., «Одноклассники» – 5,3 тыс.
На третьем месте расположился доктор Владислав Ченчак – врач-терапевт, неонатолог, консультант по грудному вскармливанию, основатель онлайн-школы «Главная мама РФ». Тематика его соцстей соответствующая – все, что связано со здравоохранением, материнством и детством. На YouTube-канале Владислава размещена почти тысяча роликов, там же у него самая большая аудитория из всех десяти блогеров – 363 тыс. подписчиков.
Подписчики: ВК – 60 тыс., Telegram – 41,6 тыс., Instagram* – 79 тыс., YouTube – 363 тыс., Tik-Tok – 34,4 тыс.
Четвертое место в нашем рейтинге занимают известные на всю страну ведущие Боня и Кузьмич. Ребята снимают юмористические пародии на популярные сериалы, видеоролики, участвуют в создании клипов для знаменитостей и крупных российских компаний, не раз принимали участие в различных телевизионных проектах. «Танцуем, ведем, проводим, выводим, заводим. Все очень серьезно! Никаких шуток!» – пишут Боня и Кузьмич в своих соцсетях.
Подписчики: ВК – 43 тыс., Instagram* – 107 тыс., YouTube – 310 тыс., «Одноклассники» – 1,4 тыс.
Замыкает пятерку лидеров трэвел-блогер, организатор экспедиций Эльнар «mishka.travel» Мансуров, тот самый «парень с головой медведя», объехавший почти весь мир. На своих площадках Эльнар продолжает тему путешествий, составляя собственные рейтинги самых красивых мест России и мира, делясь советами для поездок и рассказывая о своей жизни.
Подписчики: ВК – 22 тыс., Telegram – 16,6 тыс., Instagram* – 118 тыс., YouTube – 16,4 тыс.
Край и бизнес
На шестом месте – Алина Климова, она же коми-пермячка Алина. Девушка записывает забавные ролики из деревни, знакомит своих подписчиков с коми-пермяцким бытом и языком, делится своими мыслями. Поднимающие настроение видео от Алины набирают десятки тысяч просмотров.
Подписчики: ВК – 5 тыс., Telegram – 3 тыс., Instagram* – 64,3 тыс., Tik-Tok – 92,8 тыс.
Седьмую строчку занимает Слава Той, или Вячеслав Тойменцев, – ведущий, продюсер. В своих соцсетях он делится советами по организации и проведению свадебных мероприятий, приводит примеры из собственной практики. Кроме того, Вячеслав записывает и выкладывает обучающие ролики по маркетингу.
Подписчики: ВК – 9,5 тыс., Instagram* – 63,7 тыс.
На восьмой строке – Максим Кудряшов, позиционирующий себя как «амбассадор Урала» и «тревел-блогер №1 в Пермском крае». В своих соцсетях Максим рассказывает о путешествиях по нашему региону, занимается организацией туров, разрабатывает новые маршруты.
«Это основное и единственное направление. Я считаю, что это мое призвание. Хочу сразу сказать, что я не считаю себя крутым фотографом, тем более писателем и прожженным путешественником. На Урале есть люди в разы талантливее меня и превосходящие меня на голову. Я всего добиваюсь благодаря накопленному жизненному опыту, труду и любви к Уралу», – написал он на своей страничке во «ВКонтакте».
Подписчики: ВК – 9,7 тыс., Telegram – 700, Instagram* – 50,7 тыс.
На девятом месте расположилась Ирина Токарева, мама двоих детей, выкладывающая обзоры на одежду и косметику, собственные мысли, семейные истории.
Подписчики: ВК – 2,7 тыс., Instagram* – 45,1 тыс.
И завершает топ-10 Екатерина Гауф. Ее тематика – обзоры на покупки и бьюти-лайфхаки. Также Екатерина снимается в видеороликах для некоторых пермских брендов.
Подписчики: ВК – 12,9 тыс., Instagram* – 21,6 тыс.
Аудитория по интересам
В целом можно сделать вывод, что пермская блогсфера неоднородна и разнонаправлена.
– Если мы говорим про условный топ-список, то он ориентирован прежде всего на общероссийскую аудиторию и мало применим при решении локальных, внутрирегиональных задач, но может быть ориентирован на позиционирование Прикамья в общероссийском масштабе. Яркий пример – Максим Кудряшов, который сосредоточен на внутренним туризме и постоянно демонстрирует красоты родного края, – рассуждает генеральный директор Бюро социальных коммуникаций «СЁТЬ» Иван Рябухин.
Аналогичный пример – Алина Климова, популяризирующая коми-пермяцкие язык и культуру.
Что касается привлечения блогеров в коммерческих целях, таких как продвижение товаров и услуг, то, по мнению эксперта, здесь всегда встает вопрос целесообразности затрат и ожидаемого результата. Условно, попадет ли рекламодатель в нужную аудиторию, будет услуга или товар лучше продаваться после размещения и так далее.
По словам Ивана Рябухина, сегодня коммерческие структуры, сосредоточенные на работе в Пермском крае, выбирают два основных пути. Первый – сотрудничество с микроинфлюенсерами. Это блогеры с небольшим числом подписчиков или друзей, например, от 3 до 10 тыс. человек. Они собирают вокруг себя целевую аудиторию, которая интересуется именно деятельностью этого блогера, что позволяет сегментировать аудиторию по интересам, то есть выбрать именно тех людей, которые с наибольшей долей вероятности среагируют на рекламу.
Второй вариант – выращивание лица компании из числа сотрудников, то есть создание своей коммуникационной площадки вокруг бренда.
– Отмечу, что оба варианта достаточны затратны и не приносят мгновенного эффекта, в отличие, например, от прямой интернет-рекламы. Но здесь все зависит от конкретной ситуации, конкретной услуги или товара, – считает Иван Рябухин.
Регулирование рынка
Сейчас рекламодатели продолжают активно использовать «ВКонтакте», Telegram и для прямой рекламы – рекламную сеть «Яндекса». А для продвижения в Instagram* в силу запрещенности ресурса практически единственным вариантом являются блогеры. К слову, рекламу в своих соцсетях в тех или иных формах размещают почти все блогеры из нашего списка – и от федеральных, и от региональных компаний.
По данным исследования, проведенного Ассоциацией блогеров и агентств (АБА), в 2023 году доходы крупнейших блогеров в Instagram* выросли на 35 процентов.
– Для исследования были отобраны 5 топовых крупных Instagram*-блогеров с активной живой аудиторией от 1 млн человек. Аналитики СРО «Ассоциация блогеров и агентств» выяснили, что в абсолютных цифрах в 2023 году они заработали 62 млн 615 тыс. рублей, что на 16,3 млн рублей больше, чем в 2022 году (тогда доход составил 46,3 млн рублей). Мы заметили двунаправленный тренд: рост доходов и снижение активности публикаций, который говорит о следующем: восстанавливается не рынок блогинга в Instagram*, а российский инфлюенс-маркетинг в целом, – сообщили в АБА.
Также, по данным ассоциации, в 2023 году топовые YouTube-блогеры заработали благодаря рекламе на 31 процент больше, чем в 2022 году.
Добавим, что в марте текущего года соосонователь АБА Максим Перлин выступил в Госдуме РФ с темой ОКВЭД для блогеров. При реализации этой инициативы рынок инфлюэнесеров получит ряд преимуществ в виде налоговых льгот, пониженных ставок страховых взносов, урегулирования налоговых проверок. Кроме того, это позволит установить стандарты на рынке блогеров и обеспечит более легкий доступ к государственным заказам.
* Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ