СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
11.12.2024
16+
Культура

Пушкинский Тиндер

Пушкинский Тиндер
Сценическое пространство пронизано идеей, что всё в мире – любовь. Фото: автор текста
  1. Культура
Каждому, кто в XXI веке подписывается на авантюру интернет-знакомств, хочется понравиться, быть лучшей версией себя, вызывать восхищение. Кто-то ради этого постит чужие фотографии, кто-то слегка увеличивает объем достижений в переписке. А во времена Пушкина всё было проще: надел венок из одуванчиков, лапти и льняной сарафан – и вот ты уже не барышня, а крестьянка, и вот уже влюбленный взгляд завидного жениха обращен на тебя.

Девичьи фантазии

Еще до начала действия, как только зрители начинают занимать свои места, на сцене появляется юная девушка в белом платье. Ее распущенные чуть волнистые волосы и книга в руках придают образу романтику и легкость. Это – Лиза, дочь местного барина (роль исполнила Мария Саламатова). Она, как и все юные леди, любит помечтать. Точнее – пофантазировать. Не зря жанр спектакля обозначен как «девичьи фантазии», мы окунаемся в них с первого звонка.

Атмосфера воздушных замков прекрасной незнакомки создается и светом, и музыкальным оформлением (художник по свету – Александр Прокопец, музыкальное оформление – Марк Либерзон). Чуть слышный шелест страниц, доносящийся издали звон колокольчиков, радужно-прозрачные лучи, падающие на складки белого платья – всё это переносит нас в пушкинскую сказку любви.

Представьте: деревня, рассвет, дымка утреннего тумана. Прогулка по березовой роще. Чувствуете? Пахнет свежестью листьев и сырой земли. Так и хочется бродить между березками и мечтать, в чем Лиза себе и не отказывает: «Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание».

Ожидание того самого скорого «воспоминания», то есть приезда молодого барина, что живет в соседнем владении, вселяет в барышню надежду: вот-вот – и прямо как в книгах ее окутает влюбленность. По правде сказать, эта паутина привязанности поглощает героиню еще до того, как в ее жизни появится объект обожания. А с приездом Алексея Берестова (Евгений Турушев) сердце начинает биться еще чаще.

Конечно, как не влюбиться в щеголя с кожаным браслетом на руке и европейскими манерами? Алексей Берестов вызывает симпатию, несмотря на несколько высокомерный и гордый характер. Бабочки в животе Лизы и девичьи фантазии трудно скрыть. Даже горничная Настя (играет Виктория Ельцова) замечает, что глаза барышни заблестели ярче.

Березовая роща

В пушкинские времена Тиндера (18+) не было, да и знакомиться с сыном врага семьи – не лучшая идея (Берестовы и Муромские конфликтовали, конечно, не так, как Монтекки и Капулетти, но всё равно). Как же удовлетворить свое любопытство в таких несправедливых условиях? У Лизы рождается план. В честь дня рождения местного повара намечается, как бы мы сейчас сказали, тусовка. И Настя, горничная, конечно, отправляется развлекаться и танцевать. Но главная миссия ее на этом вечере – разведать по поручению барышни, какой он, этот принц на белом коне барин в белых кроссовках.

Ожидание томит душу Лизы, но вот Настя уже несет ей весть о том, что Алексей удивительно хорош собой, игрив и весел. Решено: надо знакомиться. Но девушки же первые не пишут, верно? И чтобы молодой барин не подумал, что Лиза «за ним гоняется», девушка переодевается в крестьянку. Захочешь понравиться – и лапти наденешь, и походку изменишь, и крестьянский говор освоишь.

За счет светового оформления спектакля мы переносимся вместе с Лизой из барского двора в березовую рощу, где по утрам обычно охотился молодой барин. И этот счастливый день не исключение, вскоре появляется Алексей с ружьем через плечо. Искра-буря-безумие – и молодой человек уже готов наведаться в гости к отцу своей новой знакомой, которая представилась ему Акулиной, дочкой кузнеца. Но нельзя допустить, чтобы правда всплыла, и Акулина предлагает встретиться здесь же, среди берез.

А встречи среди берез достаточно романтичны, чтобы влюбиться до беспамятства. Так и происходит у молодых людей, которые до сих пор друг для друга – загадка. Вот только загадка видится Лизе обманом: она не та, за кого себя выдает, и теперь ее мучает совесть.

Хэппи энд

Тем временем старшие Муромский (Михаил Шибанов) и Берестов (Артём Радостев) при забавных обстоятельствах мирятся, записываются друг другу в друзья и уже готовы благословить детей на знакомство. Но как Лиза откроет свою тайну? Нельзя допустить, чтобы правда всплыла. И в ее голове рождается новый план: нарядиться в платье воспитательницы-англичанки, надеть парик, набелить лицо до неузнаваемости и прикрыть его веером – тогда ее не узнает даже родной отец.

Воспитательница Мисс Жаксон (играет Татьяна Гладнева) – второстепенный, но очень важный персонаж в этой истории. Она не только учит Лизу, как переводится «гуд найт», она учит ее прощать, быть честной, женственной и элегантной. Ее ярко-рыжий парик, костюм в клеточку и зонтик на фоне русского двора комичны и вызывают искренний добрый смех, но она важна для создания полной картины, в которой все так или иначе влюблены и счастливы.

План удался: Алексей не узнал в барышне предмет своих обожаний. Молодые люди продолжают переписываться. Это вам не сообщения в мессенджерах: бумага хранит в себе куда больше романтики. Буквы из-под пера вырисовываются на полотнах ткани, на деревянных дверях – они везде, и везде витает любовь. Всё в мире – любовь. Вот главная идея, пронизывающая сценическое пространство.

Как известно, самые искренние разговоры проходят либо ночью на кухне, либо в бане. Так, среди банного пара и горячей воды (она точно была горячей, свет в спектакле не оставляет никаких сомнений) Берестов-сын слышит от своего отца наставление-угрозу: женись на Лизе Муромской или проиграешь лишишься наследства. Алексей пишет Акулине письмо, в котором признается, что хочет жениться только на ней и готов во имя любви отказаться от всех материальных благ.

Не буду раскрывать пушкинский хэппи энд, который происходит при забавных обстоятельствах во владении Муромского. Всем – смотреть и наслаждаться. А наслаждаться действительно есть чем. Легкий, озорной, пропитанный влюбленностью и романтизмом спектакль идет всего полтора часа, и все это время я смеялась и улыбалась до боли в щеках. Если вы давно не испытывали чувство, что на душе весна, и что всё в мире – любовь, считайте, что тюзовская «Барышня-крестьянка» – медицинское показание для вас.