80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
23.03.2025
16+
Культура

Приберите ваши уши. Почему Прикамье - не только край солеваров

Приберите ваши уши. Почему Прикамье - не только край солеваров
Галина Куранова: Я собираю не просто «тарелочки», а целую историю, запечатленную в хрупких изделиях. Фото: личный архив Галины Курановой
  1. Культура
Изысканная ручная роспись и аккуратное исполнение – этим славился пермский фаянс, осколки которого теперь бережно хранит земля и редкие коллекционеры. Среди них – Галина Куранова, пермячка, которая с конца 90-х годов собирает не просто «тарелочки», а целую историю, запечатленную в хрупких изделиях.

Забытые сокровища прикамской земли

В XVIII-XIX веках на пермской земле вовсю крутились гончарные круги, разгорались печи и производились предметы, достойные царских палат. Это были четыре производства: фабрика Бузина и фаянсовая фабрика Гусева в Кунгуре, Сретенский фаянсовый завод и пермская фабрика фарфора и фаянса Колпакова. Все они создавали собственную уникальную продукцию с пермской росписью, которая могла бы встать наравне с гжелью или хохломой.

Прошлое пермских заводов, некогда прославлявших наш край, изучено мало. И это несмотря на то, что археологические раскопки в Перми год за годом открывают бесценные артефакты. Представьте себе, в то время, когда Пермь славилась солеными ушами, в ее окрестностях производили высококачественный фарфор.

Фабрика Колпакова

Одним из ярких представителей пермского фаянса – завод Егора Колпакова, основанный в середине XIX века в столице региона. Об его изделиях писал Николай Серебрянников в книге «Уральский фарфор и фаянс в XIX веке».

Егор Александрович – купец 2-й гильдии, он был не просто предпринимателем, а заметной фигурой в пермской политической жизни: избирался городским головой, возглавлял комитеты, был удостоен золотой медали «За усердие». В период его руководства фабрикой на ней трудилось более 75 человек, среди них – 45 мастеров. Хозяйство оценивалось в солидную по тем временам сумму, а сам Колпаков жил в роскошном особняке.

К сожалению, точное местоположение производства до сих пор остается загадкой для историков. Но известно, что к 1864 году на ней производили до 200 тысяч единиц посуды в год на общую сумму 35 тысяч рублей: от столовой и чайной посуды до блюд и канделябров.

Тонкие стенки, чистая и ровная глазурь, четкий печатный рисунок – качество колпаковского фаянса заслуживает особого внимания, отмечает коллекционер Галина Куранова. До наших дней сохранились клейма фабрики: черная подглазурная надпись «Колпакова Пермь», светло-коричневая надглазурная – «Фабрика Колпакова в Перми» и вдавленная в черепок надпись «Колпакова». По ним коллекционеры определяют года производства и партию.

Фабрика Колпакова не выдержала конкуренции и закрылась в 1880-1890 годах.

Фаянсовая летопись Кунгура

Еще одна крупная фаянсовая фабрика была основана купцом Григорием Фёдоровым в 1883 году. Труд на ней был тяжелым – ручное производство, четырнадцатичасовой рабочий день, низкие заработки. Рабочие, не имея возможности вернуться домой, спали прямо в цехах. Самой изнурительной считалась работа глинотопов, которые часами мяли глину ногами, добиваясь необходимой консистенции глиняного теста.

Особое уважение на фабрике заслуживали поливщики и живописки. Первые занимались поливкой сосудов и хранили в строжайшем сек­рете рецепт глазури (шихты), а вторые – жены поливщиков, вручную расписывали посуду, нанося рисунок с помощью трафаретов и используя краски, приготовленные из природных компонентов.

В 1907 году фабрика Фёдоровых перешла во владение к купчихе Зыряновой, и это стало завершением целой эпохи в истории кунгурского фаянса.

Утраченная история

Наряду с известными и успешно работающими предприятиями, существовали и те, чье наследие почти полностью утрачено. Это фабрики Бузина и Гусева.

Основанная в конце XIX века фабрика Бузина практически не упоминается в статистико-экономических материалах того времени. Тем не менее о ее существовании свидетельствует скромный артефакт – фаянсовая тарелка, хранящаяся в коллекции Пермского краеведческого музея. Она отмечена подглазурным синим клеймом овальной формы с круглыми наружными зубцами и надписью: «Фабрики Бузина в Кунгуре».

Николай Серебренников, исследователь уральского фарфора и фаянса, критично отзывается об этом образце: «Тарелка эта из плохой серой с грязью массы, плохо глазурованная, с торопливо нанесенным синим растительным шаблонным рисунком». По мнению эксперта, она является типичным примером упадка отрасли, вызванного высокой конкуренцией и желанием удешевить продукцию.

Однако, как отмечает пермский коллекционер Галина Куранова, не все изделия фабрики Бузина заслуживают столь суровой оценки. Тарелка в ее коллекции отличается более высоким качеством фаянса и украшена печатным двухцветным рисунком.

– Сохранность у моего предмета очень хорошая, следы бытования минимальные, – отмечает коллекционер.

Ещё одна фабрика – Г.С. Гусева, оставила после себя лишь смутные воспоминания и несколько ценных предметов. Фото: личный архив Галины  Курановой
Ещё одна фабрика – Г.С. Гусева, оставила после себя лишь смутные воспоминания и несколько ценных предметов. Фото: личный архив Галины Курановой

Еще одна фабрика – Г. С. Гусева, которая оставила после себя лишь смутные воспоминания и несколько ценных предметов. Однако один из дорогих для истории артефактов бережно хранится в коллекции Галины Курановой – это тарелка с клеймом Гусева.

– Она выглядит очень привлекательно, имеет цветное крытье и украшена одноцветным печатным рисунком. Сюжет достаточно сложный – фантазийный растительный декор, который выполнен очень качественно, что говорит о высоком мастерстве работников фабрики, – отмечает коллекционер.

В отличие от практически исчезнувшей из памяти фабрики Гусева, история Сретенского фаянсового завода, также расположенного неподалеку от Кунгура, известна лучше. Основанный в 1850-1855 годах крепостным графа Строганова Григорием Нечаевым завод располагался между селом Сретенским и рекой Обвой.

Удачное местоположение вблизи реки Камы и торгового села Ильинское поспособствовало развитию предприятия. Производство было организовано в нескольких больших деревянных корпусах. В одном из них велась подготовка глины и красок. Во втором корпусе располагалась тогильная – мастерская по формовке посуды – и печи для обжига, так называемые горлы. Третий корпус занимала поливная мастерская, где посуду раскрашивали, глазировали и сушили в специальных печах.

Изменения вносились в процесс росписи посуды. В 1860-1865 годах, когда Сретенский завод перешел во владение пермских купцов Тупицына и Григорьева, качество росписи улучшилось, она стала более изящной и аккуратной. Для этих целей даже привлекались мастера-живописцы из центральных губерний.

Период процветания предприятия был недолог, уже в 1880-1885 годах Сретенский фаянсовый завод прекратил свое существование.