СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
14.10.2024
16+
Происшествия

«Наше главное оружие – знание языка и интеллект»

«Наше главное оружие – знание языка и интеллект»
Фото: пресс-служба ГУ МВД по Пермскому краю
  1. Происшествия
Россия 27 сентября 1990 года присоединилась к международной полицейской организации Интерпол. Казалось бы, при чем тут Пермь? Немногие, может быть, в курсе, но в столице Пермского края почти четверть века работает отдел этой организации. Что входит в его задачи, как они решаются и скрываются ли в Перми мексиканские наркобароны, корресподенту «Звезды» рассказал заместитель начальника отдела Национального центрального бюро Интерпола ГУ МВД России по Пермскому краю, подполковник полиции Александр Мухачёв.

Сейчас в состав пермского отдела входят 8 человек во главе с полковником полиции Еленой Соболевой. Безупречное владение иностранными языками и глубокие познания мировой юриспруденции – обязательное условие качественной и успешной работы в рядах Интерпола.

– Поскольку мы имеем дело с зарубежными правоохранительными органами, нам необходимы хорошие знания в сфере международного права. Мы должны легко ориентироваться в соглашениях, заключенных между странами, и в ключевых особенностях их национальных законодательств. Естественно, мы не можем обойтись без владения иностранными языками. Большая часть нашего информационного взаимодействия происходит на английском. Кроме него, есть еще три рабочих языка: французский, испанский и арабский. Например, наш руководитель, полковник полиции Елена Соболева, уверенно владеет английским и испанским, – объясняет Александр Мухачёв.

Обещанного 10 лет ждут

У многих слово «Интерпол» вызывает ассоциации с голливудскими боевиками: стрельба, погони и непременно вырвавшийся на свободу герой фильма, по совместительству мошенник или даже наемный убийца, но обязательно хороший. На самом деле, в жизни все не так красочно.

– Наше главное оружие – знание языка и интеллект, – считает подполковник. Однако преступников наши интерполовцы ловят реально. На сегодняшний день у нас 12 основных направлений работы. Наиболее актуальными и значимыми среди них из года в год остаются международный розыск лиц, поиск похищенного транспорта и его идентификация, борьба с преступлениями в экономической сфере, с киберпреступностью и наркоторговлей.

– По инициативе подразделения реализуется 3 тематических проекта, направленных на борьбу с транснациональными преступными проявлениями: «Аргос» (по линии киберпреступности), «Барьер» (по пресечению проникновения в регион лиц, совершающих/совершивших преступления), «Тритон» (по линии хищений автомототранспортных средств). К участию привлечены правоохранительные органы региона. Кроме того, на территории региона успешно проводится международная операции «Пангея», координатором которой являлся отдел НЦБ Интерпола.

Александр Мухачёв работает в отделе Национального центрального бюро Интерпола ГУ МВД России по Пермскому краю с августа 2017 года. В 2010 году окончил Пермский филиал Нижегородской академии МВД России. Потом 3 года работал оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями отдела внутренних дел Индустриального района г. Перми. С 2013 по 2017 год – оперуполномоченным подразделения по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Пермскому краю. Владеет немецким и английским языками.

– Миграционные потоки в нашем регионе складываются таким образом, что к нам едут граждане из стран СНГ, – отмечает Александр Мухачёв. –Например, жил здесь человек, а потом уехал к себе в Среднюю Азию. А потом выясняется, что тут он организовал наркоторговлю. Таких людей объявляем в розыск. Или, наоборот, пермяков, которые набрали кредитов, договора назаключали и сбежали за границу.

Был случай, когда нашим спецам пришлось 10 лет ждать экстрадиции преступника, который попалсяв Перми на особо крупном мошенничестве, сбежал в Израиль по документам своего брата-близнеца и получил там гражданство. Российский суд заочно принял решение о его аресте. Благодаря кропотливой работе Интерпола Израиль выдал преступника, и тот предстал перед судом.

Иногда приходится работать по пропавшим без вести. Недавно в международный розыск был объявленмолодой человек из Пермского края. Парень отучился в мореходке и работал на международных рейсах. В январе, во время рейса из Панамы в Нидерланды, при переходе Атлантики упал за борт во время шторма. Команда заметила пропажу только через пару часов, вернулись назад, но не нашли.

– Тем не менее нельзя отрицать, что его мог подобрать другой корабль и он остался жив, хотя, может, память потерял. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации человек признается умершим после полугода безуспешных поисков, если были обстоятельства, угрожающие его жизни и здоровью: например, во время стихийного бедствия, цунами и т. п., – объясняет подполковник. – В этом случае нам пришлось делать запросы в Панаму, Нидерланды и Штаты. К сожалению, мужчину так и не нашли.

«Забросайте ее камнями, пожалуйста»

Одна из главных сложностей в работе Интерпола – различия в обычаях и законах. Что для России – преступление, то за границей может оказаться нормой.

– Года 4 назад у нас поймали молодого человека, который собирался продать 10 граммов растительного наркотика. В России это значительный вес. Задержали, взяли подписку о невыезде, он сбежал в Европу и объявился в Испании. Но наши испанские коллеги смотрят на документы и говорят: мы по своему национальному законодательству ничего не можем сделать. Там уголовная ответственность наступает, только если вес этого запрещенного вещества превышает 600 граммов, – рассказывает Александр Мухачёв. –Сейчас его след пока потерян.

Бывает, что разница в менталитете мешает и иностранным правоохранителям. Так, несколько лет назад в соседний регион приехала женщина из Саудовской Аравии, которая там попалась на измене мужу. Аравийский Интерпол это отследил и прислал запрос, в котором сказано: «Позовите имама местной мечети и забросайте женщину, пожалуйста, камнями». У них это – традиционное наказание для неверных жен. Россияне на это ответили: извините, мол, но для нас это даже не административная ответственность.

Угоны нынче не в чести

За 20 с лишним лет характер запросов и преступлений сильно поменялся. Если в 90-е и нулевые года основной работой пермского отдела Интерпола были угнанные в других странах и пригнанные в Россию машины, то сейчас такие случаи единичны.

–Технологии шагнули далеко вперед, даже отдельно взятая деталь с похищенного автомобиля может в один прекрасный момент «заявить о себе». Как-то был случай, пермяк купил через сеть Интернет запчасть на свой автомобиль «Вольво». При установке автомобильный компьютер идентифицировал эту деталь с агрегатами ранее похищенного транспортного средства, числящегося в международном розыске. Искусственный интеллект подал соответствующий сигнал, который попал сотрудникам зарубежных правоохранительных органов. И почти сразу нам пришел запрос от иностранных коллег, с просьбой пояснить, где наш земляк приобрел эту деталь, – уточняет Александр Мухачёв.

Тем не менее, автомобильная проблема для российского Интерпола остается актуальной, но имеет иное воплощение. Рассмотрим один из примеров: за рубежом недобросовестные граждане взяли автомобиль в лизинг, потом продали его.

– В результате машина попала в Россию, а за границей ее объявили в международный розыск. Поставить такое авто на учет в нашей стране не получится, как и вернуть отданные за него деньги, – предупреждает подполковник. – И такие случаи на сегодня не редкость. Чтобы избежать подводных камней, проверяйте историю понравившегося экземпляра перед покупкой.

Благодаря труду сотрудников пермского отдела Интерпола задержаны за рубежом десятки преступников, в том числе фигуранты резонансных уголовных дел, возвращены похищенные на территории других государств автомобили, предотвращены попытки вывоза за рубеж предметов, представляющих культурную ценность.

Россия присоединилась к международной полицейской организации Интерпол 27 сентября 1990 года. В состав Интерпола входят 194 государства. Филиал НЦБ Интерпола ГУ МВД России по Пермскому края появился в Перми 12 августа 1999 года. Первым и единственным до 2002 года его сотрудником был лейтенант, потомственный милиционер Сергей Колотыгин.