«Дягилев+» открылся вечером, посвященным Дмитрию Шостаковичу. Квартет имени Давида Ойстраха исполнил Первый и Десятый квартеты и Фортепианный квинтет (12+).
За долгую композиторскую жизнь Шостакович написал пятнадцать квартетов; между легким скерцо, светлым финалом Первого и зловещими ритмами, яростными кульминациями Десятого, прошла, конечно же, целая эпоха… Поздний Шостакович Десятого квартета с его мучительными лирико-философскими размышлениями о прошлом и настоящем так далек от своего Первого, «весеннего», квартета 1938-го, что трудно найти хотя бы одну эмоциональную рифму. И в то же время сочинения органично дополняют друг друга, демонстрируя летящий и вихреобразный почерк композитора, так что в исполнении квартета Ойстраха они воспринимаются почти частями одного произведения, которое можно считать визитной карточкой Шостаковича.

Андрей Баранов (первая скрипка), Даниил Австрих (вторая скрипка), Федор Белугин (альт), Алексей Жилин (виолончель) легко и внятно демонстрируют блеск виртуозного исполнительства, где свежесть подачи не отменяет глубины тем, а интрига держится до самого финала. Полное впечатление, что вы летите с высокой горы, а остановившись, опять оказываетесь на вершине.
Квартет имени Давида Ойстраха — уникальный ансамбль солистов, добившихся мирового признания. Благодаря поддержке и решению семьи Давида Федоровича Ойстраха, в 2012 году он был удостоен имени этого выдающегося музыканта. Коллектив с успехом выступает в лучших концертных залах России, Европы, Азии и Южной Америки, в том числе, в Парижской филармонии, Вигмор-холле в Лондоне, Зале Пьера Булеза в Берлине, Концертхаусе в Вене и на площадках программы «Концерты в монастырях Верхней Австрии» в Линце, а также в Академии Листа в Будапеште и на других исторических сценах.

Фортепианный квинтет ансамбль исполнил вместе с выдающимся пианистом Сергеем Давыдченко, лауреатом конкурса Чайковского 2023 года. Как и на премьере 1940-го года, это исполнение произвело настоящий фурор, и музыканты с видимым удовольствием сыграли на бис скерцо и финал произведения, в котором слышны испанские ритмы и обыграны барочные формы прелюдии и фуги. Их узоры обозначили праздничное и фееричное открытие фестиваля.
15 и 16 декабря в Большом зале Пермской краевой филармонии оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнил сюиту «Кольцо без слов» (12+) Вагнера-Маазеля, ставшую основным событием фестивальной афиши.

Этот симфонический «конспект» оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов» продолжительностью 15 часов 20 минут выдающийся американский дирижёр Лорин Маазель сократил до 70 минут, купировал вокальные партии, заменив их инструментами оркестра. Дракон Фарнер представлен здесь солирующим бас-кларнетом, Зиглинда – флейтой, Зигмунд и Зигфрид – тромбоном. Первоначально сюита предназначалась исключительно для записи, но прозвучав однажды со сцены, она стала звучать постоянно, по сути, дав произведению основную жизнь. Во-первых, Маазель не использовал ни единой собственной ноты, во-вторых, краски сгустились и углубились, появились новые смыслы, и, конечно же, обнажилась драматургическая конструкция.
Впервые musicAeterna исполнил «Кольцо без слов» на гастролях в Китае, затем в БЗФ Петербурга – и лишь затем в Перми на «Дягилев+». С первыми звуками Вагнер захватывает вас, неся словно в бурных волнах, сохраняющих, тем не менее, строжайшую композицию. Ювелирное владение сменой динамики и темпа – одна из фишек маэстро Крентзиса – здесь было продемонстрировано особенно впечатляюще. Казалось, рейнская волна вот-вот обрушится на вас девятым валом, но этот вал вдруг останавливается, как вкопанный, в своей высшей точке и вместо того, чтобы отпрянуть вспять, начинает журчать горной речкой в какой-то и вовсе неземной плоскости.

Тема любви и жертвы Брунгильды, тема Зигфрида, кульминацией которой стал обрывающийся на каждой фразе легендарный траурный марш, переходящий в погребальный костер с отблесками вселенского пожара, тема русалок, – прозвучали яркими выпуклыми мазками, составившими почти «голографическое» полотно звуков, гипнотизирующих зал. Спрессованный и вместе с тем воздушный музыкальный текст настолько потряс публику, что никакие бисы были после катарсиса оказались попросту неуместны.