Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
05.12.2025
16+
Культура

Алексей Иванов рассказал пермякам о новом романе и о своем детстве

Алексей Иванов рассказал пермякам о новом романе и о своем детстве
Алексей Иванов и продюсер писателя Юлия Зайцева. Фото: Елена Майорова
  1. Культура
​Алексей Иванов, автор бестселлеров «Общага-на-крови» (18+), «Географ глобус пропил» (18+), «Сердце пармы» (16+) встретился с читателями на многожанровом фестивале «Причал» (6+). Писатель рассказал о своем детстве, о прошлом микрорайона Водники и о том, почему пиратство – это плохо.

Про детство

Алексей Иванов прожил на Водниках с детства и до зрелых лет.

– Это моя родина. Здесь мне все знакомо. Моя семья связана и с судоремонтным заводом и вообще с речным флотом, – сказал писатель.

Родители Алексей Иванова – инженеры-судостроители. Так что детство будущего мэтра шло рука об руку с речфлотом. Отец Алексея работал в разное время замдиректора Судоремонтного завода памяти Дзержинского, директором Пермского речного училища и филиала Горьковского института инженеров водного транспорта.

На школьные субботники класс Иванова водили в затон. Ребята очищали снег с крыш пассажирских теплоходов.

– Наши учительницы были в основном женами капитанов и других работников речного флота. И таким образом они помогали мужьям посредством бесплатной детской рабочей силы. Ну а дети были только за. Все лето мы проводили на Каме. Самым выдающимся подвигом среди пацанов было доплыть до бакена, – вспоминал Алексей Иванов.

Некоторые пацаны не только доплывали до бакена, но и вырывали из него батарею, а потом перли, по выражению Иванова, ее на берег.

– Неизвестно зачем это было нужно, но все равно было очень нужно, – развел руками писатель. – А главными «врагами» у нас был катер «Усолка», который выходил из затона и на носу которого стоял матрос. Если он успевал догнать пловца, того обливали из ведра мазутом.

В навигацию в затон приплывал теплоход-музей – речная канонерская лодка «Болгар-Доброволец», буксир времен Гражданской войны, переоборудованный под военное судно с пушками, пулеметами и броней. На судне был выставочный павильон, где рассказывали о Каме и Волге во времена Гражданской войны.

Ребят часто возили туда на экскурсии. И не только.

– Учебно-производственную практику я проходил по категории «плотник». Был судовым плотником. Практика была на СРЗ, я обшивал какими-то листами этот буксир изнутри, – поделился автор «Сердца пармы».

«Уже в шесть лет я ощущал себя писателем»

– Я всегда считал, что рассказывать историю – это самое интересное, что может быть в жизни. Мне никогда не хотелось быть пожарным, космонавтом, летчиком. Я думал: какие скучные дурацкие профессии – летать куда-то в космос космонавтом. А так я могу написать роман про то, как мы летали вообще в соседнюю вселенную. Никакой космонавт туда никогда не долетит, а я могу описать, что там было. И я всегда хотел стать писателем. Мне всегда казалось, что это самая увлекательная и самая героическая профессия, – рассказал Алексей Иванов.

Разбирая недавно свои старые вещи, писатель нашел среди них ученическую тет­радку с надписью на обложке: «Три Робинзона. Фантастический роман. Алеша Иванов, 6 лет».

В школе Алексей организовал клуб фантастики. Ребята вместе писали повести на листах, а потом их вывешивали. Одну фантастическую повесть сваяли коллективно.

– Сюжет этой повести был примерно такой. В космосе живет страшно уродливая принцесса, которая очень хочет выйти замуж. Она живет на пустынной планете, ей в приданое нужен океан. Она посылает в космос за океаном своего робота Мишу, который летает на планету Земля, в город Пермь, в Водники. В школе № 1, в мужском туалете на втором этаже, робот через водопроводный кран высасывает с Земли весь океан и улетает. А команда местных школьников отправляется за ним в космос на звездолете, который работает на мазуте. Так мы спасаем Землю, – пересказал сюжет своего детского романа Алексей Иванов.

«Художники при виде затона взвыли от восторга»

Тема Водников присутствует в романах Алексей Иванова «Географ глобус пропил» (18+) и «Пищеблок» (16+). Когда Валерий Тодоровский приехал в Пермь снимать «Географ глобус пропил», писатель и продюсер встретились в Закамске, сходили в затон, забрались на крышу девяти­этажки. Киношников вообще очень впечатлили эти места.

– Мы с Тодоровским и художниками киностудии плавали на толкаче вдоль берега. Но когда художники увидели затон, все эти старые нагроможденные суда – они просто выли от восторга, так им это понравилось. Все это ржавое железо, вода, синее небо. Не случайно потом очень много сцен отсняли именно на судах, – рассказал Алексей Иванов.

Писатель, по его признанию, часто вставляет в свои произведение водниковские и закамские темы. Многие действия в романе «Бронепароходы» (18+) тоже происходят именно на Водниках. Герои зимой 1918–1919 годов живут на даче Синекевича в районе Клуба речников. Сейчас это Дом Деда Мороза. А пароход главных героев стоит в затоне.

Стиль, в котором построена дача, называется ропетовским. Его отличают разнообъемность помещений, высокие башенки, использование изразцов и резьба по дереву. В Перми, рассказал писатель, был целый поселок из таких дач. Он тянулся примерно от въезда в затон до оврага на улице Сысольской. В советские времена одну из этих усадеб превратили в пионерский лагерь «Теремок».

– Действия в романе «Пищеблок» про пионерский лагерь, в котором завелись вампиры, происходит в 1980 году. Этот пионерский лагерь я разместил как раз в таком же фигурном поселке, только перенес его под Самару на берег Волги. Ну и дальше многое можно перечислять. Ну и тема речного флота, которая отразилась в книге «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза» (16+). Мне давно хотелось написать об этом книгу. Причем не просто об истории речного флота, а в том числе о конкретных судах. Я собрал много материалов, встречался со специалистами по истории речного флота и написал эту книгу, – рассказал автор.

Случай, не вошедший в книги

На постаменте перед проходной на Пермскую верфь стоит бронекатер. Однажды, вспоминает Иванов, там произошел забавный случай, который, правда, пока не вошел ни в одно его произведение.

По традиции 9 Мая ветераны речфлота забирались на этот бронекатер и отмечали там праздник. На речфлоте постоянно списывали разные спасательные наборы, жилеты, в том числе спасательные ракеты. Бывшие бойцы в День Победы брали такие ракетницы с собой на катер, вставляли в ствол пушки и стреляли.

– Напротив бронекатера, как вы помните, стоит жилой дом. В этом доме жила женщина, прямо в квартиру которой смотрела эта самая пушка. Дама все время боялась, что пушка выстрелит прямо в нее. И вот однажды 9 Мая она услышала, как ветераны гомонят на катере, выглянула в окно. Именно в этот момент мужики дали залп ракетницей и ракета ударила в окно той самой квартиры. Тетку чуть с инфарктом не увезли, а пушку заварили, – заключил писатель.

Про Чусовую

– Я очень люблю Чусовую, – признался Алексей Иванов. – Я отдал ей немало сил, причем не только при создании романа. – В молодости я работал в турфирме гидом-проводником, водил группы туристов по реке Чусовой, прошел ее вдоль и поперек 150 тысяч раз. И вот однажды туристы начали меня бесить тем, что приставали к местным жителям и спрашивали: «А что там? А там?» Хотя, на самом деле, местные жители знают только то, что находится рядом с их деревней, а дальше спрашивать их бесполезно. Тем не менее для той группы я не был авторитетом. Я подумал: «Ну ладно, я всем докажу. Надо мне написать путеводитель по реке Чусовой». И я написал путеводитель. Потом вслед за ним написал книгу про Чусовую – «Message: Чусовая» (12+). Потом оставалось только роман про нее написать. Ну вот я и написал роман («Золото бунта» (18+) – прим. авт.).

Про новую книгу

Буквально через месяц, сообщил Алексей Иванов, он допишет новую книгу – про Невьянскую башню. Роман выйдет в конце ноября. На платформе «Яндекс. Книги» (18+) появится озвучка этого произведения. Писателю поступило уже несколько предложений на экранизацию новой книги.

– Следующий роман у меня будет, скорей всего, про самоцветы, – поделился писатель.

Про пиратство

– Я понимаю, почему люди занимаются пиратством, но не одобряю это. Они лишают художников возможности капитализации своей деятельности. А если художник не имеет возможности зарабатывать на плодах своей деятельности, то он не имеет возможности творить. Все это приводит к тоталитаризму. Автор становится вынужден брать госзаказы, заказы корпораций. Это роняет уровень мастерства, всей художественной литературы, вообще любого творческого продукта. Так что, если есть возможность не заниматься пиратством, не занимайтесь, пожалуйста, – заключил писатель.