Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
31.12.2025
16+
Общество

365 котов в году: столько подопечных приюта «Счастливый хвост» находят новый дом

365 котов в году: столько подопечных приюта «Счастливый хвост» находят новый дом
Фото: Елена Майорова
  1. Общество
«Счастливый хвост» – самый большой в Перми приют для кошек. Сейчас в нем живет 181 обитатель. При этом обитель котиков ломает все стереотипы. «В нашем приюте не хочется плакать», – с гордостью говорит создательница приюта Ия Эсаулова. Откуда чаще всего берутся в Перми бездомные коты и кошки, как можно сделать так, чтобы каждый день обретал новый дом один из воспитанников приюта, и каким образом благое дело по спасению животных, оставшихся без крова, выросло из маленького в самый большой приют в Перми, читайте в нашем материале.

«Мы уже не вмещаемся»

Предыстория «Хвоста» началась много лет назад. Маленькая Ия нередко приносила домой с улицы котов и собак. Когда подросла, начала волонтерить в разных приютах.

– Мама вообще не понимала, что со мной творится, потому что таких в нашей семье нет, – вспоминает пермячка. – Когда я стала жить отдельно от родителей, тут же взяла себе кошку и собаку. Вообще, я собачница, но так получилось, что открыла кошачий приют.

Со временем в квартире Ии появились другие подобранные животные, и однажды девушка поняла, что «мы уже не вмещаемся».

– У меня была мечта: построить дом. Я построила дом, и мы все туда перебрались. Дом тоже быстро заполнился. Я поняла, что начала выгорать. Это распространенная история – когда подбираешь животное, лечишь, содержишь, фотографируешь для пристройства, размещаешь объявления, общаешься с людьми, чтобы найти животному новый дом. Что называется, сам играю, сам пою, сам билеты продаю. Это все большой труд. Я раз пять хотела все бросить, потому что в таком режиме быстро и сильно устаешь. Но как тут бросишь? – спрашивает Ия.

Постепенно она начала делегировать свою работу. Сначала появилась помощница. А когда 4–5 лет назад Ия построила отдельный домик для кошек, команда начала расти.

– И тут моя работа нашла меня сама. Я открыла гостиницу для животных. Люди стали обращаться, вставать в очередь, потому что они знают меня и доверяют мне. Полтора года назад я поняла, что мы не вмещаемся, и нашла в аренду это помещение, – улыбается Ия.

Сейчас приют квартирует на улице Героев Хасана. Отдельное двухэтажное кирпичное здание, теплое и уютное. На первом этаже – веткабинет, куда могут принести своего питомца на льготную стерилизацию все желающие. Также на первом этаже находятся стационар и карантинная зона для новичков приюта.


Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

– Меня уже многие спрашивают, когда при приюте появится клиника. Мы пока не созрели, но думаю, что все к этому идет, потому что сейчас нам приходится тратить какие-то бешеные суммы на лечение наших котиков, хотя есть свой ветеринар, – говорит Ия.

На втором этаже – кошачье царство. Здесь живут здоровые котики. Почти все свободно перемещаются по комнатам. На всякий случай есть клетки. Мало ли какой конфликт у постояльцев возникнет.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

«В нашем приюте не хочется плакать»

У многих людей слово «приют» вызывает жалость. Обитатели приютов – тоже. В «Счастливом хвосте» все не так. Красивые, с хорошей шерстью, сытые, довольные жизнью коты и кошки, у которых море всевозможных домиков и игрушек.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

– Мы позиционируем приют не как место для жалости. Мы говорим: у нас здоровые, классные коты, которым можно подарить дом. У нас достаточно много приютов, которые играют на чувствах населения. Нам же хочется привлекать другую аудитория – чтобы наши коты и кошки жили как короли: с качественными кормом, амуницией, игрушками. Чтобы человек мог сам вылечить своего кота, если тот вдруг заболеет. Понятно, что ситуации бывают разные, и нам тоже случалось открывать сбор, чтобы вылечить наших котов. Но мы за то, чтобы все было позитивно. Наш приют – место, где вам не захочется плакать, – спрашивает Ия.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

Каждый месяц из приюта в новые дома уезжает примерно 30 котиков. Те, кто связан с бездомными животными, понимают, что это очень хороший показатель. Хотя бывают разные месяцы. Пристройство бездомных животных – дело сезонное. Летом, по словам Ии, берут меньше, так как народ в отпусках. В сентябре все заняты школой. Под Новый год разбирают, как правило, больше.

Кошки с неба не падают

В приюте живут коты и кошки самых разных возрастов. Бывают и котята, но тех, пока маленькие, как правило, берут на поруки волонтеры.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

Многие взрослые кошки – прекрасно социализированы. Все – приучены к лотку. Кстати, в «Хвосте» почти не пахнет котиками. Хотя, бывает, какой-нибудь усатый все-таки навредничает. Больших драк тоже не случается. Котоняни постоянно следят за порядком и в случае ЧП рассаживают драчунов по разным комнатам.

У каждого котика, естественно, есть своя история. Кого-то подобрали на улице волонтеры. У кого-то умер хозяин, а родственникам пушистое наследство оказалось без надобности.

– Федечка, иди сюда, – зовет Ия.

Федечка подходит. С виду котенок-подросток, хотя это – взрослый кот, персидский экзот. С детства ему не повезло. Оказался «бракованным», поэтому заводчица его не любила. Приют стал для этого красивого шоколадного котика спасением.

– Когда нам его привезли, он был очень худой и голодный. Прямо набрасывался на еду. Сейчас его обследуем. Он как будто недоразвитый. Вот ты мой любимчик, сладкий мальчик, – обращается к Федечке Ия.

Кошка с камышовым окрасом по имени Морковка попала в «Счастливый хвост» с овощебазы. Оттуда и имя.

– Морковка, перестань! – отгоняет Ия недовольную кошку от белоснежного кота. – Он у нас слепой и глухой, хотя молодой. Его хозяйка жила в квартире с больным сыном и кошками – их было вроде 33. Женщина покончила с собой, и мы забирали этих котов из квартиры. Горы мусора, тараканы бегают, мухи на лицо садятся. И вот эти кошки, которые весят по килограмму и большинство из которых слепые. Тогда этот кот выглядел совсем иначе. Сейчас он у нас кайфует, спит в разных позах, – рассказывает Ия и гладит пушистого белого красавца.

Два года назад Ия с волонтерами вывезла 101 усатого из двухкомнатной квартиры, в которой жила одинокая бабушка.

– Буквально полгода назад последнюю кошку из той квартиры отдали. Таких бабушек в последнее время становится все больше. Хотя, я думаю, они были всегда, но в последнее время перестали справляться в одиночку. Когда мы вынесли котов из дома, прямо видно было, что они ДЫШАТ. Бока у них ходуном ходили, – вспоминает Ия.

Часто животные остаются без дома из-за переезда хозяев. Те просто не хотят брать с собой питомца в новую квартиру: не дай бог свежие обои обдерет.

Осень – настоящий бич для многих зооволонтеров. Пермяки с окончанием дачного сезона массово бросают животных в садах-огородах. Нередко вместе с котятами. Или одних котят.

– Это происходит сплошь и рядом. Но главное – это видят дети. Для многих такое отношение к животным до сих пор норма. Хотя в последнее время пермяки стали меняться. Еще несколько лет назад многие считали стерилизацию чем-то плохим. Сейчас, наоборот, предпочитают взять стерилизованную кошку, – отмечает Ия.

Недавно в приют подбросили кошку с котятами. Очень хитро и искусно – оставили коробку на первом этаже у входа, рядом с другими коробками, где лежат подарки для котиков. Так что эти «подарки» сотрудники приюта заметили уже ближе к вечеру. Сейчас мама-кошка отъедается и отдыхает в тепле и покое, а двое малышей уже нашли новых хозяев.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

– Обстоятельства у хозяев животных бывают разные. Но мы никогда никого не осуждаем. Ни с кем не ругаемся, чтобы не тратить свои силы. Просто работаем с тем, что есть, – говорит создательница «Хвоста».

Кошки, собаки, воробьи и синицы

Кроме приюта и гостиницы для животных, у Ии Эсауловой – большое домашнее хозяйство. В ее доме живут семь кошек и семь собак. Все – взятые с улицы.

– Хаски у нас появились благодаря моему мужу – собаки у него жили до нашей свадьбы. Есть у меня старенькие дворняжки, подобранные волонтерами или оставленные в гостинице хозяевами. Еще одну привезла из Армении в июле, куда ездила в отпуск. Этого маленького щеночка мы нашли под каким-то гаражом. Сейчас он прямо моя любовь, – улыбается женщина.

Когда выдается свободная минутка, она кормит птиц на своем участке в Култаево.

–С одной стороны – воробьи, с другой – синицы. Они не любят друг друга и дерутся, но я их всех подкармливаю – заказываю на маркетплейсе птичий корм и жировые шарики, чтобы зимой им было хорошо. Они, видимо, рассказали об этом своим собратьям, и теперь живут у меня и даже гнездятся в домиках, которые я для них поставила, – рассказывает Ия.

Семья с занятием хозяйки «Счастливого хвоста» сначала смирилась, а потом начала поддерживать. Мама Ии раньше относилась к животным без особой симпатии. Зато сейчас, едва ей покажется, что кто-то из домашних хвостов приболел, или только услышит, что где-то в подвале нашлись котята, сразу бежит к дочери: надо лечить и спасать.

Сын Ии, 15-летний подросток, не представляет своей жизни в будущем без кошки или собаки. А муж прямо говорит: «Я тобой горжусь. Я таких людей не встречал».

«Чтобы всем здесь работалось кайфово»

За 10 лет команда приюта выросла до 15 человек. Шестеро из них – штатные сотрудники. Остальные заняты не полный рабочий день или помогают «Счастливому хвосту» по мере необходимости.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

Почти все дни выстроены по одной схеме. Утром приходит котоняня, наводит порядок, кормит котиков. Но раз в месяц у кошек случается шоу: приходит много людей, волонтеров, которые чинят, подкрашивают, латают то, что за 30 дней разрушили мягкие кошачьи лапки. Кошатники нас поймут :-).

– Мы постоянно развиваемся, и у нас классный коллектив. Я им очень горжусь. Приют помог мне начать смотреть на вещи по-другому. Хочется создавать такие условия, чтобы всем хотелось идти на работу, чтобы здесь им было кайфово. Я и свою жизнь изменила из-за этого. Когда я не могла делегировать свои обязанности, приют не развивался. Поэтому я стараюсь уделять внимание всему – семье, отдыху, обучению. Благодаря этому социальные проекты появляются легче и не похожи на другие. Часто люди в НКО работают на надрыве с зарплатой 15 тысяч рублей, очень быстро выгорают и бросают проект. А как животных бросишь? – спрашивает Ия. – Они живые и есть хотят.

Удивительно, но у «Счастливого хвоста» нет бизнес-плана. И никогда не было.

– У меня как-то все интуитивно получается, – улыбается создательница приюта.

Однако недавно ее помощники взялись за разработку стратегии развития, миссии, задач и выстраивание внутренних процессов в организации.

Кстати, расходы на усатых уже подсчитали: содержание одной кошки обходится в 3,5 тысячи рублей в месяц. Без учета работы котонянь, которые, к слову, получают вполне достойную зарплату.

«Город кошек» и другие проекты

В начале ноября в магазине «Зоосфера» на улице Максима Горького в Перми появилось уникальное пространство – «Город кошек». За пластиковыми прозрачными стенами живут постояльцы «Счастливого хвоста», которых пермяки могут «усыновить» или «удочерить». Все котики имеют ветеринарные паспорта, стерилизованы, привиты, обработаны от паразитов и имеют отрицательные тесты на ВИК и лейкоз. Уже восемь квартирантов «Города кошек» обрели в ноябре новых хозяев.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

– Наша цель – находить нетипичные способы пристройства животных. Например, как наш «Город кошек». Раз в месяц мы проводим в ТЦ iMALL выставки – уже на постоянной основе. Сейчас зреет еще один проект по пристройству, но пока не буду про него говорить, – перебивает себя Ия.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

Недавно в свет вышел сборник «Счастливый хвост – счастливый я». Идея сделать книгу пришла спонтанно.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

«Однажды в кошачьем приюте «Счастливый хвост» обвалился потолок… А потом начались бесконечные траты на аренду помещения, транспорт, лекарства. И стало понятно, что без стабильной помощи, покрывающей хотя бы часть этих расходов, не обойтись. Так родилась идея проекта – сборник рассказов, средства от продаж которого помогут приюту чувствовать себя увереннее», – указано в аннотации к сборнику.

– Мы сделали его сначала в электронном варианте. А потом издательство вышло на нас и предложило нас напечатать. Теперь у нас есть самая настоящая книга в твердом переплете. Она ничуть не хуже других книг, и ее ждет большое будущее. Сейчас идет предзаказ, книгу активно разбирают. Так что помощь приюту может быть разной. Не просто «дайте денег, а то они умрут». А «давайте сделаем классный совместный проект», – говорит Ия Эсаулова.

Есть у «Счастливого хвоста» и другие проекты. Сотрудники приюта проводят экскурсии и уроки доброты для школьников всех возрастов. Все вырученные средства, как и от мерча, благотворительных игр и других мероприятий, идут на помощь котикам.

Фото: Елена Майорова
Фото: Елена Майорова

Буквально недавно в «Хвосте» возникла новая идея по поводу помощи не только квартирантам приюта. «У нас родилась мечта. Создать фонд помощи. Мы организуем доставку животных к нам, проведем осмотр, стерилизуем кошек, кастрируем котов и увезем обратно», – появилось на странице «Счастливого хвоста» в соцсети «ВКонтакте». Кстати, помочь его подопечным можно в любое время. Приют регулярно выкладывает в паблике списки вещей, которые требуются котикам в первую очередь.

Котовий Дед Мороз

Каждый год в декабре на страничке приюта в соцсети «ВКонтакте» (18+) появляются просьбы: кто-то из мурлык просит влажные корма или новую лежанку, кому-то нужна операция. И котовий Дед Мороз быстро откликается на просьбы пушистиков.

– Я все это распаковываю, котикам вешаю, они залазят, и я счастлива. Вообще, хочется, чтобы было больше доброты в мире. Сейчас из-за фоновой тревоги в стране люди часто обижают не только друг друга, но и животных. Я была бы рада, если бы у нас не было бездомных кошек. Если бы каждый человек, беря себе животное, нес за него ответственность до конца его дней. Тогда и приюты были бы не нужны, – подытоживает Ия.