Крупнейшая в мире коллекция из 700 пожирателей нефти собрана в Перми — Звезда

Крупнейшая в мире коллекция из 700 пожирателей нефти собрана в Перми

2021 , 15:56

Учеными биофака ПГНИУ разработан дешевый и эффективный способ биологической очистки мест загрязнения нефтешламами с помощью бактерий.

Он в десятки раз дешевле, чем прежний способ, когда почву обеззараживали, выжигая при высокой температуре, свидетельствует академик РАН, доктор биологических наук Ирина Ившина.

Тезисно суть метода такова: пермские ученые предлагают очищать почву от последствий разливов нефти с помощью актинобактерий родококков, которых подселяют в места аварийного разлива углеводородов. Бактерии перерабатывают нефть в углекислый газ и воду, таким образом, запуская естественный механизм самоочистки экосистемы.

– Это идея «обмена отходами – обмена ресурсами», – говорит и. о. декана биологического факультета ПГНИУ, кандидат биологических наук Андрей Елькин. – Когда для утилизации отходов нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности используются отходы или побочные продукты деревообработки и сельскохозяйственного производства.

Мало кто знает, что в Перми собрана крупнейшая в мире коллекция бактерий, которые перерабатывают углеводороды. Пермский ученый Ирина Ившина стала собирать эту коллекцию с 1975 года. Уже тогда в Перми начались работы по поиску дешевых методов очищения нефтяных месторождений, в частности, с помощью микроорганизмов.

Сейчас фонд родококков в Институте экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН насчитывает около 700 культур. Этот ресурс можно задействовать для ликвидации последствий экологических ЧП как природного, так и техногенного характера.

...Полтора года минуло со дня крупнейшей в нашей стране экологической катастрофы. 29 мая 2020 года на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, входит в группу «Норильский никель») произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом. В результате ЧП в почву и водоемы попало 20 тысяч тонн топлива. А в 2019 году, по данным Росприроднадзора, в России было зарегистрировано 819 случаев разлива нефти на общей площади в 93,6 га.

Методика же борьбы с загрязнениями при помощи актинобактерий экологична и, судя по всему, эффективна. Ведь бактерии живут везде, где есть подходящая среда, в том числе и там, где есть нефть, которой, по сути, они питаются.

В лабораториях собирают эти микроорганизмы, живущие в почве, размножают их при помощи специальных технологий и производят препарат, в котором этих бактерий очень много. Обычно он представляет собой порошок или пасту.

В этом препарате бактерии находятся в спящем состоянии. Когда происходит разлив нефти и нужно очищать территорию, берется порция этого порошка и кладется в специальную емкость. Бактерии разлагают нефтепродукты на углерод и воду, или, проще говоря, съедают их. В течение определенного времени нефть исчезает с поверхности почвы или воды.

– Лучше всего нефть едят природные биодеструкторы, так сказать, «свои» для мест работ, – рассказал в эфире РБК (18+) российский эколог Максим Шингаркин. – Например, мало кто знает, что на дне чистейшего в мире озера Байкал бьют нефтяные фонтаны и биопланктон водоема эту нефть потребляет.

И если, допустим, мы с вами едим омуля, выловленного из Байкала, по сути, как ни странно это звучит, в наш организм попадает и нефть. За сотни лет в озере сформировался определенный цикл биопреобразований, который привел к результату: микроорганизмы, живущие в водоеме, очищают его.

Впрочем, есть важный нюанс: бактерии действуют только при положительной температуре воздуха, говорят ученые. То есть, если в южных странах этим методом очистки можно пользоваться практически круглый год, то, к примеру, на севере Пермского края, в Тюменской области, в Югре и на Ямале – только весной, летом и ранней осенью.

Кроме того, достаточно сложно очистить участок от нефтепродуктов, если почва на несколько метров вглубь пропиталась ими. Дело в том, что бактериям нужен кислород, поэтому они работают больше на поверхности, чем в глубоких слоях почвы.

В результате микробиологических процессов минерализуется лишь часть органических компонентов нефти, при этом они трансформируются в другие органические соединения, характер действия которых и природный биоценоз пока не изучены.

Тем не менее, новые технологии утилизации нефтешламов уже работают. А популярные некогда методы закачки вредных отходов обратно в почву или сжигания постепенно уходят в прошлое. На смену им приходят более экосовершенные способы.

Справка
Ившина Ирина Борисовна – академик, заведующая лабораторией алканотрофных микроорганизмов Института экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН, профессор кафедры микробиологии и иммунологии ПГНИУ, доктор биологических наук.
Председатель Пермского микробиологического общества, вице-президент межрегиональной общественной организации «Микробиологическое общество».
Автор более 350 статей в российских и международных научных журналах, четырех монографий, двух учебных пособий.

Николай Ставцев
info@zwezda.su
Коллаж Юрия Токранова.



Новости Mediametrics: