Нацпровал минздрава

26 сентября, 12:59


Пермский минздрав задекларировал худшие показатели по национальному проекту «Здравоохранение» среди всех краевых министерств за первое полугодие 2020 года. Подробности – в специальном материале «Звезды»

Национальный проект «Здравоохранение» в Пермском крае по состоянию на 1 сентября 2020 года исполнен всего на 14,8%. Такие данные содержатся в «Заключении на отчет об исполнении бюджета Пермского края за 1-е полугодие 2020 года», которое оказалось в распоряжении редакции «Звезды». Более того, из данных краевой Контрольно-счетной палаты в целом следует, что министерства и ведомства не спешат осваивать даже собственные бюджеты, а не то что реализовывать ряд важнейших социально направленных национальных программ.

В документе за подписью председателя Контрольно-счетной палаты Геннадия Тушнолобова говорится, что за девять месяцев исполнение расходов на реализацию всех национальных проектов в Прикамье составило 6 миллиардов 469 миллионов 898 тысяч рублей (то есть 40,8% от уточненного плана).

На нацпроект «Здравоохранение» в 2020 году планировалось потратить 2 миллиарда 477 миллионов 134 тысячи рублей, фактически было потрачено только 235 миллионов 495 тысяч рублей – то есть 9,5% от плана.

В аутсайдерах по исполнению также значатся нацпроекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (27,5%), «Образование» (26,5%), «Малое и среднее предпринимательство» (32,5%).

Зато практически идеальное исполнение зафиксировано по нацпроектам «Цифровая экономика» – 98,3%, «Культура» – 87,7% и «Экология» – 72,9%.

Также Контрольно-счетная палата подсчитала доходы и расходы бюджета за первое полугодие 2020 года. Из запланированных 162 миллиардов рублей в казну Прикамья поступило 66 миллиардов 917 миллионов рублей (41,1% от плана). Для сравнения: за тот же период 2019 года Пермский край заработал 71 миллиард 667 миллионов рублей.

Израсходовала же казна 68 миллиардов 574 миллиона рублей (36,3% от плана), что лишь немногим более того, что она заработала. В 2019 году за тот же период успели потратить меньше — 53 миллиарда 256 миллионов рублей.

В КСП отмечают, что некоторые министерства крайне плохо осваивали (в прямом, не криминальном смысле этого слова) бюджеты. Так, министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края освоило всего 3,7% отведенных ему средств (министр Николай Гончаров во вторник подал в отставку). А министерство экономического развития и инвестиций – 19,5% бюджета (его глава Максим Колесников работает до 25 сентября, а затем переходит на работу в федеральный Минэкономразвития).

В перечне тех, кто крайне низко осваивал бюджеты, также значатся министерство транспорта Пермского края (17,8%) и министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (16,9%).

Стоит отметить, что краевые ревизоры зафиксировали и крайне низкое освоение бюджетов по сопряженным с указанными выше министерствами госпрограммам. Так, чиновники освоили всего 17,5% бюджета по программе «Развитие транспортной системы» и 28,9% — по программе «Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды».

Михаил Греков

 

Национальный проект «Здравоохранение»

Является развитием одноименного приоритетного нацпроекта, стартовавшего в 2016 году. Всего в него включены восемь подразделов – федеральных проектов: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Развитие экспорта медицинских услуг». Паспорт нацпроекта был утвержден 3 сентября 2018 года президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, реализация началась 1 января 2019 года. Куратор нацпроекта – вице-премьер РФ Татьяна Голикова, руководитель – министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

Цели нацпроекта: ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение охвата всех граждан профилактическими осмотрами не реже одного раза в год; повышение доступности и качества первичной медпомощи (в т. ч. в отдаленных местностях) и др.

Он включает в себя девять целевых показателей, среди них основные:

+ снижение смертности населения трудоспособного возраста с 455 случаев на 100 тыс. населения в 2018 году до 350 в 2024 году;

+ снижение смертности от болезней системы кровообращения с 565 случаев на 100 тыс. населения в 2018 году до 450 в 2024 году;

+ снижение смертности от новообразований, в т. ч. от злокачественных, с 199,9 случая на 100 тыс. населения до 185 в 2024 году;

+ снижение младенческой смертности с 5,5 случая на 1 тыс. родившихся детей до 4,5 в 2024 году;

+ охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами с 39,7% в 2018 году до 70% в 2024 году.

В его рамках планируется завершить формирование сети национальных медицинских исследовательских центров (к 2024 году она должна насчитывать не менее 27 центров). Во всех регионах образовать сеть центров амбулаторной онкологической помощи, обеспечивающих своевременность и комфортность прохождения диагностических процедур. Создать федеральные центры протонной терапии (для онкобольных). Развить профилактическое направление в педиатрии. Обучить не менее 10 тыс. врачей-специалистов по профилям «Акушерство и гинекология», «Неонатология» и «Анестезиология и реаниматология» (в 2019–2024 годах).

Повсеместно внедрить процедуру аккредитации медицинских специалистов (к 2024 году). Обеспечить гражданам в личном кабинете «Мое здоровье» на едином портале «Госуслуги» доступ к записи на прием к врачу, к получению сведений об оказанных медуслугах и к электронным медицинским документам (к концу 2024 года).

Планируется, что уже в 2021 году в России во всех без исключения городах с населением более 100 тыс. человек будут медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Также в рамках нацпроекта экспорт медицинских услуг вырастет в четыре раза: с 250 млн до 1 млрд долларов.

Всего на реализацию нацпроекта «Здравоохранение» планируется потратить в 2019–2024 годах 1 трлн 725,8 млрд рублей, из них 969 млрд рублей – на федеральный проект по борьбе с онкозаболеваниями. Из федерального бюджета на нацпроект будет направлено 1 трлн 366,7 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ – 265 млрд рублей, из государственных внебюджетных фондов – 94 млрд рублей, из внебюджетных источников – 100 млн рублей.

По материалам «ТАСС-Досье»

Нацпроекты в России

История вопроса

С начала 2000-х в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.

5 сентября 2005 года Президент РФ Владимир Путин на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания РФ и членами президиума Госсовета объявил о начале реализации в РФ приоритетных национальных проектов. Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития РФ, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России.

21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при главе государства был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006–2010 и в 2012–2016 годах – Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010–2012 годах – Комиссия при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016–2018 годах – Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

С 1 января 2006 года в России началась реализация четырех нацпроектов: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)».

Продление сроков реализации нацпроектов, госпрограммы

29 июля 2010 года на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством тогдашнего главы государства Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры нацпроектов на период с 2011-го по 2013 год. Всего на реализацию трех проектов («Здоровье», «Образование», «Доступное жилье») было запланировано выделить 1 трлн 392 млрд рублей, в том числе около 798 млрд рублей из федерального бюджета.

В частности, в рамках проекта «Здоровье» было запланировано достичь увеличения продолжительности жизни на 2,3 года – до 71,3 года (фактически этот показатель был достигнут в 2015 году). Нацпроект «Образование» предполагал в 2011–2013 годах финансирование программы развития ведущих российских университетов на сумму в 41 млрд рублей, ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных педагогов и др.

В 2010 году правительство утвердило новые документы государственного стратегического планирования – государственные программы («Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Доступная среда на 2011–2020 годы» и др.). По состоянию на конец 2018-го в России действовали 43 госпрограммы.

Майские указы 2012 года

7 мая 2012 года, в день своей инаугурации, Президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально-экономического развития страны до 2020 года. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил РФ.

В пакете законов, подписанных президентом, был определен ряд социально-экономических показателей, которые должны быть достигнуты до 2018-го или 2020 года в рамках исполнения майских указов. Среди них рост в 1,5 раза реальной зарплаты и производительности труда; создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли; переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%; достижение 20-го места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса; рост ожидаемой продолжительности жизни в стране до 74 лет; увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП); рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза относительно уровня 2011 года; увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%.

По итогам 2018-го ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата, в 2012-м – 70,5 лет, целевой показатель в 2018-м – 74 года).

Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 году достигла 21,7% (цель в 2018-м – 30%).

Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 году составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020-му.

Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 году, по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012-м (тогда показатель составлял 16%). Всего в 2012–2017 годах в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.

Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 году до 2,45% в 2016-м, превысив плановый показатель в 2,44%.

В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в мае 2018 года, Россия заняла 31-е место (в 2012-м – 120, целевой показатель в 2018-м – 20-е место).

Приоритетные проекты 2016–2018 годов

30 июня 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же решением были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также Совет по жилищной политике и повышению доступности жилья. Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ.

13 июля 2016 года на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018-го и до 2025 года: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. Тогда же было принято решение о формировании к 1 декабря 2016 года пилотного портфеля приоритетных проектов для их реализации.

15 октября 2016 года в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также департамент проектной деятельности аппарата Правительства РФ.

В 2016–2018 годах были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Формирование здорового образа жизни» и др.). С 2018 года также ряд государственных программ был переведен на проектное управление. В 2017 году в федеральном бюджете на реализацию приоритетных проектов было выделено в общей сложности около 177 млрд рублей, в 2018 году – 168 млрд рублей.

По материалам «ТАСС-Досье»