Чусовской поезд-баня воевал на Северо-Западном фронте больше двух лет

17 октября, 03:28


Виктор Ембулаев,
кандидат исторических наук, доцент

Шла первая зима Великой Отечественной войны. Фронт крупнейшей национально-освободительной войны в истории державы нуждался во всех и во всём: в отважных самоотверженных бойцах, в оружии, боеприпасах, продовольствии, медикаментах, горюче-смазочных материалах, обмундировании… А кроме того, в тылу скоро осознали всю тяжесть быта защитников Родины, находящихся на передовой.

Инвентарь – всем городом

В конце 1941 года чусовские железнодорожники из газет узнали, что московские рабочие построили для Красной армии банный поезд. Это чтобы красноармеец мог нормально помыться, побриться, подстричься, почистить обмундирование и получить свежее белье, а затем после всех процедур отдохнуть за шахматами или с музыкой в вагоне-клубе, причем этот комбинат бытового обслуживания сам приезжал бы к бойцам.

Чусовлян инициатива сразу увлекла, в западно-уральском городке решили поддержать такой почин и дать фронту еще одну баню на колесах. На расширенном заседании политотдела решался один, но основополагающий вопрос: как построить такой поезд, не запрашивая на это ни копейки от государства?..

Для состава требовались паровоз, вагоны, запасные части и много разных бытовых принадлежностей. Всё это надо было изыскивать и – таки всё нашли. Паровоз отыскался в цехах, его почистили, подремонтировали и покрасили. Мастер литейного цеха Д. М. Килин соорудил водо- и паропровод. Под влиянием тревожных новостей с подмосковных полей сражений – происходили этапные события битвы за столицу – напрягали силы еще больше.

Дать кусочек комфорта бойцам родной Красной армии как можно раньше – такое желание овладевало людьми разных специальностей, переставших считаться со сном и отдыхом. Работали после основной смены, вспоминали потом сопричастные, на субботники выходили целыми семьями.

– Наши парни и девушки пропадали на этой работе, – рассказывала секретарь комсомольской организации вагонного депо Зоя Дылдина. – Не знаю, когда они и отдыхали. Комсомольцы цеха выпускали стенгазету под девизом «Всё для фронта, всё для победы: сделаем поезд-баню в срок», в которой отражали этапы работы над составом.

Работали подчас на морозе и при сильном ветре (не всегда доводилось трудиться под крышей). Активное участие принимали чусовские домохозяйки: ходили по домам, выспрашивали, собирали белье, наволочки, полотенца, мыло.

К чистоте – под оркестр

И вот настало 27 февраля 1942 года. Поезд-баня с пыхтящим паровозом во главе вышел на первый путь и остановился у самого вокзала. В составе было 10 вагонов: собственно баня, приемное отделение, парикмахерская, кладовая, жилой вагон для обслуживающего персонала, клуб и другие вагоны, в которых всегда кипела жизнь.

Подарок воинам Красной армии от чусовских железнодорожников блестел свежей краской.
Проводить на фронт банно-прачечный комбинат на колесах собралось много народу со всего города. Был митинг. С напутственным словом выступил начальник политотдела.

– Вы едете на фронт – так не уроните чести коллектива, который послал вас, – заявил товарищ Куваев.

По команде начальника поезда товарища Муратова, под звуки оркестра нарядно убранный поезд медленно ушел со станции. И вместе с ним на фронт убыли 42 жителя Чусового, в основном железнодорожники.

Так что и в этом чусовской передвижной бытовой комбинат для красноармейцев предварил энтузиазм и героические порывы жителей трех регионов Урала, спустя год с небольшим начавших строить, формировать и комплектовать Уральский добровольческий танковый корпус: тогда тоже на строительство танков не пошло ни копейки бюджетных, как подчеркивали бы сегодня, денег: те, кто строил боевые машины, потом сами же на них служили и воевали.

В топку паровоза по большей части шли дрова, которыми загружали тендер на определенных участках, зачастую заготавливали их собственными силами бригады обслуживания.

Примечательно, что в этой бригаде все были членами ВКП(б) или комсомола. Экипаж обещал вернуться домой с победой.

Рай на колесах №43

Командование определило поезд, получивший номер 43, на Северо-Западный фронт. Первым пунктом было Бологое Калининской области. И далее поезд-баня всё время двигался за фронтом, иногда подъезжая к передовой на 8–10 километров. Началась работа.

– Мыли солдат, направляющихся на фронт, – рассказывает Нина Бушмакина, впоследствии Седых, служившая на поезде парикмахером. – Переезжали с участка на участок. Потом пошли целые эшелоны населения из освобожденных районов. Мыли здоровых, раненых – редко; те всё же поступали в госпиталь. Иногда работали сутками. Мы, парикмахеры, кроме основной работы нередко привлекались к другим, более нужным.

Неоднократно поезд-чусовлянин попадал под вражескую бомбежку. Но посланцам Западного Урала как-то везло: повреждения никогда не бывали крупными, обходилось мелким ремонтом.

Наконец в июле 1944 года, когда ход войны был уже предопределен и исход необратим, мобильную чусовскую баню отправили на капитальный ремонт, с которого в строй она уже не вернулась.

Жаль, что сегодня в депо страны не сохранилось ни одного такого экземпляра.

Любопытна дальнейшая судьба Нины Бушмакиной. Она была комиссована по болезни, приехала домой. Вышла замуж также за участника войны, инвалида, которому родила девятерых детей. Мать-героиня, она была награждена тремя орденами «Материнская слава».

Справка «Звезды»

Сердце такого состава, конечно, банный вагон. Чаще всего он перестраивался из обычного товарного вагона. В условиях прифронтовой полосы выполнял чисто утилитарную функцию (дать возможность помыться максимально возможному количеству бойцов за минимальное время, при разумном расходе воды и дров для отопления). Обычно состоял из предбанника и помывочного помещения.

В предбаннике находились баки с горячей и холодной водой. Вода нагревалась печью-буржуйкой, топившейся дровами или углем. Из предбанника горячая подавалась в помывочный отсек, где ее разбирали моющиеся солдаты. Качество воды проверялось медицинской службой.

Вагон-клуб мог отцепляться и работать отдельно. Это самый комфортный вагон, приспособленный для отдыха личного состава. Такие комплектовались небольшой библиотекой, настольными играми, музыкальными инструментами. Некоторые передвижные клубы даже были оборудованы небольшими сценами – для выступлений артистов, приезжавших в составе фронтовых агитбригад.

Фото vsluh.ru