Ученье – вред. Чем выше нагрузки в школе, тем больше болеют дети

12 июля, 16:40

Газета «Звезда» дает практический совет родителям как уберечь своего умного ребенка от ненужных переживаний.

Чем опасны для здоровья школьников учебные нагрузки? В чем именно школы нарушают санитарные нормы? Ответила на эти вопросы и дала советы родителям в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Пермь» доктор медицинских наук, заместитель директора по клинической работе Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения Ольга Устинова.

Недетские нагрузки

По словам врача, почти 90% детей заканчивают школу с хроническими заболеваниями. Чаще всего это ухудшение зрения, болезни костно-мышечной системы и желудочно-кишечного тракта. Специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья школьников – это так называемый стресс ограничения времени.

За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза, говорит врач. В дополнение к учебе многие школьники посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, кружки и факультативы. Чтобы все успеть, они вынуждены постоянно спешить.

Федеральный центр управления рисками проводил исследования в пермских школах с разными программами обучения, и обнаружил нарушения санитарных правил и норм. Например, длительность перемен. Часто малые перемены сокращаются до 5 минут, особенно в 1 смену, при норме в 10–15 минут. Большая перемена, которая должна длиться 20–30 минут, сокращается до 15 минут.

Нарушается и распределение нагрузки по дням недели. Максимальное количество уроков должно приходиться на среду и четверг, в то время как понедельник и пятница – облегченные дни. Ученики начальной школы должны учиться не более пяти дней в неделю по 4 урока в день. Пятый урок иногда вводится в 4-м классе. Но школы хитрят: часто они объявляют пятые уроки факультативом.

После учебы надо побегать

Специалисты изучили и то, сколько времени нужно проводить за домашним заданием. Для старшеклассников это время должно составлять не более 2–2,5 часов, для детей начальной ступени обучения – не больше часа. Как показывают результаты анкетирования родителей, особенно в школах с углубленным изучением предметов, эти правила не соблюдаются. Каждый третий ребенок, обучающийся в школах с углубленным изучением предметов, имеет по одному, а некоторые – по два репетитора.

Кроме того, современные дети все чаще проводят досуг не на свежем воздухе, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчетам педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30–40%, у старшеклассников – 80%. Нехватка движения плохо сказывается и на психологическом состоянии, ведь прогулки помогают снять внутреннее напряжение.

«Мы проводили нейропсихологическое тестирование. Тесты проводили в начале учебного года и в конце. Оказалось, что в начале учебного года ученики так называемых продвинутых школ имеют более высокие результаты. Но уже с марта их результаты равнялись с теми, что дают ученики обычных школ, а к маю показатели первой группы школьников становились ниже. 20% обследованных нами учеников имели стабильно высокий уровень гормона стресса в крови, что приводит к повышению давления. Не редки ситуации, когда ученики 5–6 классов имеют повышенное давление и жалуются на головные боли. Нагрузки должны быть соотнесены со здоровьем ребенка», – уверена Ольга Устинова.

Советы родителям

Если вы стоите перед выбором школы для ребенка – обычная или специализированная – прежде всего соотнесите состояние здоровья будущего школьника и те нагрузки, с которыми он столкнется. Только здоровый ребенок будет способен получить те знания, которые дает школа. Контролируйте процесс учебы и отдыха, помните, что спать детям нужно не менее 8–9 часов. Ограничьте по времени использование гаджетов в соответствии с возрастом ребенка. Следите за питанием – оно должно быть правильным, без избытка сосисок, картошки и макарон. Не заставляйте детей сразу после школы садиться за уроки, дайте отдохнуть ребенку в течение часа-полутора.

Важно помнить, что ребенок должен двигаться, развиваться, больше гулять и для стабильного психического развития обязательно иметь увлечения, помимо занятий в школе.

Важно

Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что частота функциональных нарушений здоровья у российских школьников за десятилетие увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – вдвое. Эти оценки согласуются с результатами исследования, проведенного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава РФ. Специалисты института в течение 11 лет вели наблюдение за здоровьем школьников из четырех учебных заведений Москвы, начиная с года, когда дети пришли в первый класс, и заканчивая 11-м классом. Всего в исследовании участвовало 426 детей, каждого из которых раз в год обследовали несколько врачей.

Главный вывод врачей: за время обучения в школе здоровье детей существенно ухудшается. Обследование первоклассников показало, что абсолютно здоровыми могут считаться 4,3% из них – эти дети попали в I группу здоровья. Ко II группе – «практически здоровых» – были причислены 44,4% первоклашек. К 11-му классу в I группе здоровья не осталось ни одного человека, а численность учащихся во II группе сократилась на четверть.

Текст: Евгения Романова

Фото: открытые источники 



ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ