Пермским киберигрокам негде тренироваться | Киберспорт | Пермь — Звезда

О киберспорт, ты тоже мир!

2018 , 16:36

Удивительно, но факт: в начале 2000-х годов Прикамье считалось одним из самых передовых регионов, развивавших киберспорт в России. О былой славе, современных перспективах и мировых тенденциях читателям «Звезды» рассказывает председатель пермского краевого отделения Федерации компьютерного спорта Павел Федотов.

Сражение умов

— Чем компьютерный спорт отличается от обычных компьютерных игр?

— Киберспортсмен всегда играет против человека, а не компьютера. Это сражение умов, противопоставление собственных способностей способностям другого игрока. Меня, как и многих других, привлекал именно этот соревновательный момент. Мы с друзьями собрали команду, начали тренироваться, даже приняли участие в онлайн-турнире, где можно было пройти отбор в полупрофессиональную лигу. Заняли восьмое место из нескольких сотен команд, но стало понятно, что на следующий турнир собраться будет сложнее. Тот беззаботный возраст — 15–18 лет, когда стоит задумываться о построении профессиональной киберспортивной карьеры, уже прошел.

— И вы решили продолжить на другом уровне — развивая Федерацию компьютерного спорта Пермского края?

— Это очень интересная тема. В какой-то я момент увидел, что существует целая индустрия: организации, которые нанимают профессиональных игроков, международные соревнования с большими призовыми фондами. Например, у международного турнира The International по Dota 2 призовой фонд — 27 миллионов долларов. А в целом объем рынка киберспорта оценивается в 1 миллиард долларов. Мероприятия собирают огромную аудиторию: финал чемпионата League of Legends в 2017 году проходил в Пекине, на стадионе «Птичье гнез­до», который вмещает 91 тысячу человек. В онлайне соревнования смотрят миллионы людей — по количеству просмотров киберспорт давно уже бьет НБА и НХЛ.

Современная перезагрузка

— На свете происходит много чудесного, но Прикамье далеко не всегда может похвастаться тем, что находится в русле мировых трендов…

— На самом деле как раз у Перми есть потрясающая история, связанная с киберспортом. В 2003–2005 годах здесь проходили турниры с призовым фондом в миллион рублей, собиравшие игроков из разных стран, — невиданное по тем временам событие. Вообще Россия была первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта, — случилось это в 2001 году. Но через пять лет киберспорт из реестра исключили, а повторное занесение произошло уже только в 2015 году. И если бы не этот почти десятилетний провал, сейчас Россия, возможно, была бы мировым лидером в киберспорте.

— Такой потенциал был?

— Конечно. Российские к­ом­анды ездили на международные соревнования, занимали призовые места. В Сеуле на World Cyber Games 2002 команда России в медальном зачете оказалась на втором месте, взяв три «золота». Об этом узнала вся страна из вечернего выпуска «Намедни» – как ребята, играющие в «стрелялки» на компьютере, победили всех в Counter-Strike, Quake III: Arena Duel и Quake III: Arena Nations 2v2. А ведь в этих играх принимали участие 462 игрока из 45 стран мира. И если бы мы не упустили возможность развивать успехи, сейчас у нас были бы известные звезды мирового уровня, сильные составы почти по всем дисциплинам.

— Какие дисциплины существуют в киберспорте?

— В России официально признаны пять: «Боевая арена», «Соревновательные головоломки», «Стратегия в реальном времени», «Технический симулятор» и «Спортивный симулятор». Идут работы над признанием ещё двух дисциплин: «Шутеры» («стрелялки») и «Файтинги» (виртуальный ринг). Сейчас проводятся исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть их влияние на уровень жестокости человека. Но могу сказать, что большинство геймеров — а уж киберспортсменов точно! — не воспринимают происходящее в игре как что-то связанное с реальностью. Для них важны тайминги, расчет траектории, возможное положение противника на карте. Никто и никогда не думает, что он якобы бегает и стреляет из оружия. Странно, что реальный ринг, на котором реальные люди причиняют друг другу реальный ущерб, не считается пропагандой жестокости, а виртуальные модели персонажей с виртуальным оружием — да.

Взгляд изнутри

— Кто готовит игроков к соревнованиям?

— В профессиональном киберспорте, как и в любой другой индустрии, есть тренерские штабы. Если любительская команда выиграла важные соревнования, показала свои амбиции и перспективы, то ей может предложить контракт профессиональная киберспортивная организация. А там уже у команды появляется тренер. Появляется менеджер, который решает проблемы, оформляет документы, подает заявки. Появляется аналитик, который выполняет роль агрегатора информации о соперниках, о выходящих дополнениях к играм – каждое такое дополнение нужно проанализировать, понять, как оно повлияет на игру, какие родило новые тактики. Появляются физиотерапевты, массажисты, специалисты, которые тренируют тело, чтобы игрок мог показать максимальную эффективность. Это только кажется, что игра не требует особых физических данных. Но на самом деле, когда игрок в течение долгих часов находится на сцене под светом софитов и должен сохранять максимум скорости реакции, концентрации, на первый план выходит физическое состояние.

— Ни один разговор, так или иначе связанный с профессио­нальным спортом, не может не коснуться проблем с допингом. Как обстоят дела в киберспорте?

— О регулярном допинг-тестировании часто говорят, но пока дальше разговоров дело не идет. Проводились соревнования, на которых делали выборочные допинг-тесты. Запрещенных препаратов обнаружено не было. Правда, было несколько скандалов, не связанных с тестированием. Например, один игрок в интервью признался в том, что принимал препарат, назначаемый детям с синдромом дефицита внимания, чтобы справиться с предстартовым мандражом… Но в целом проблема не такая актуальная: нет таких веществ, которые могли бы усилить киберспортсмена. Гораздо продуктивнее ответственно готовиться к соревнованиям, чем пытаться найти волшебную таблетку. Для игрока важно не выпасть из того состояния, которого он достигает собственными ментальными усилиями, — я имею в виду эмоциональный контроль, сконцентрированность, скорость реакции — и показать лучшую игру. А в этом случае препараты будут скорее мешать, чем помогать.

— Насколько киберспортсмены соответствуют устоявшемуся образу выпавшего из реальности геймера-отшельника, человека, которому трудно выстроить отношения с окружающим миром и людьми в нем?

— Это очень популярный вопрос. Есть много неверных стереотипов, которые нужно ломать, и я стараюсь этим заниматься. В компьютерные игры играют самые разные люди, и пытаться создать какой-то средний портрет игрока — это глупо. Человек, который имеет проблемы с социализацией, не выходит на улицу, не умеет общаться, не следит за собой, не занимается спортом и прочее — такой человек может и не быть геймером. В какой-то момент средства массовой информации стали тиражировать этот образ, и каждый раз, когда происходила какая-то конфликтная ситуация с подростком, все начинали обвинять в первую очередь компьютерные игры. То есть не важно, что ребенок рос в трудных жизненных условиях, у него было тяжелое детство, его воспитанием никто не занимался, — проблемы-то, очевидно, в том, что он играл на компьютере… Сейчас ситуация меняется, в том числе и с развитием киберспорта. Люди видят, как ребята-киберспортсмены становятся кумирами, такими же, как футбольные звезды. У них есть куча поклонников в социальных сетях, они проводят прямые эфиры, рассказывают, чем они живут, дают интервью. И благодаря этому становится понятно, что большинство игроков совсем не такие, какими их представляет современное общество.

Центр притяжения

— Соответствуют ли пермские киберспортсмены этому новому образу игрока в компьютерные игры?

— Наши ребята, которые участвуют в соревнованиях, выросли из Пермской киберспортивной студенческой лиги. Костяк аудитории — молодые люди в возрасте от 17 до 22 лет. В основном все они занимаются другими видами спорта, посещают тренажерные залы, играют в КВН. Они попали в киберспорт потому, что желание побеждать перенеслось у них из других сфер жизни. Лучшие игроки Пермского края — это очень классные ребята, которые имеют активную жизненную позицию.

— А каковы их киберспортивные успехи?

— Пока неутешительные. В этом году на играх Всероссийской киберспортивной студенческой лиги наша команда в группе из шести регионов ПФО заняла четвертое место. Только в одной из игр мы смогли оказать какую-то конкуренцию. На чемпионате России по компьютерному спорту пермские игроки заняли первое место в отборочных играх, но оказались последними в группе, играя против других регионов. И это даже не профессиональные соревнования — это спортивные студенческие соревнования, но и в них мы не можем похвастаться успехами.

— В чем причина? Чего не хватает нашим спортсменам, чтобы достичь приличного уровня?

— Причин много. В Перми нет киберспортивной площадки, которая могла бы объединить игроков. Регулярные соревнования дали бы мотивацию для повышения собственного уровня. Сейчас по всей стране открываются киберспортивные арены, которые становятся новыми центрами игрового сообщества. Это площадки нового уровня — с сотнями мощных компьютеров, большими экранами, идеальным Интернетом. Там можно собрать зрителей и провести мероприятие. Такие клубы есть не только в Москве и Питере, но и в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани. А в Перми остались два-три компьютерных клуба прямиком из «нулевых», которые с тех пор не очень изменились. Это даже не архаика, этот формат уже неприемлем. Но пермские предприниматели почему-то не хотят заходить в сферу, которая определенно растет.

— Но зачем нужна такая площадка, если есть Интернет?

— Да, это не все понимают. Дело в том, что игра в Интернете не дает стимула для формирования постоянной команды. Вот недавно мы проводили в Перми турнир по Dota 2. Участвовали 49 команд. До финала дошли те из них, кто заранее играл вместе. Таких сыгранных команд очень мало — зачем играть вместе, если у нас нет постоянных соревнований? Это одна сторона вопроса. Другая — без современной киберспортивной арены мы объективно не можем организовать мероприятия на высоком уровне. Подготовка турнира на арендованной от случая к случаю площадке занимает несколько месяцев. На киберарене турниры могли бы быть еженедельными, чтобы команды могли совершенствоваться, сыгрываться, видеть уровень других игроков и знать, что им всегда будет чем заняться этим составом.

Текст:  Валерия Аргаляева
Фото: из архива персоны



Новости Mediametrics: