Несносный дом: Соликамцы жалуются на опасные и невыносимые условия жизни в аварийном здании
В редакцию «Звезды» пришло письмо от жителей дома № 20, который находится на улице Фрунзе в Соликамске. Люди жалуются на жуткое состояние здания и игнорирование их бедственного положения управляющей компанией. Корреспондент газеты изучил ситуацию со злополучным домом, а заодно и попытался разобраться – как получается, что здания, признанные аварийными еще несколько лет назад, до сих пор не расселяют и когда это сделают – неизвестно.
Управляющая компания нас игнорирует
«Уважаемая редакция газеты «Звезда»! Мы, жильцы дома № 20 по улице Фрунзе, обращаемся за помощью в решении наболевшей проблемы. Наш дом находится в жутком состоянии, проживать в нем стало опасно для жизни. Управляющая компания «Жилстройкомфорт» во главе с ее руководителем Олегом Хомяковым не реагирует на наши обращения», – говорится в письме, поступившем из Соликамска.
Автор письма – собственник одного из жилых помещений Яна Бачурина. Она сообщает, что в здании, которое является общежитием, нет никаких условий даже для относительно терпимого проживания. В доме рухнули стены с двух сторон. Канализация отсутствует из-за полного износа коммуникаций. На головы жильцов падают куски штукатурки. Горячей воды нет в принципе, как фактически нет и санузла. Здание пережило пожары, люди мучаются без света из-за ветхой проводки, балконы в угрожающем состоянии.
Яна Бачурина от имени жильцов поясняет, что ремонт в общежитии долгие годы не проводили. А зимой жизнь и вовсе превращается в ад из-за холода, сырости и сквозняков из сломанных окон.
Ремонт ушёл на перекур
Обслуживает здание управляющая компания «Жилстройкомфорт». Хозяйство у нее хлопотное: 85 домов 1950-х годов постройки, которые находятся, мягко говоря, не в самом благополучном техническом состоянии. Среди этих объектов – двухэтажный блочный дом № 20 по улице Фрунзе.
Возвели его в 1951 году как детсад. Позже здание перестроили под общежитие для переселенцев, оборудовав на 385 квадратных метрах 23 отдельные комнаты. В них сегодня зарегистрировано 35 жильцов, переехавших в общагу из других аварийных домов. Фактически проживает меньше, мало кому хочется находится в таких нечеловеческих условиях, да еще постоянно ощущать угрозу обрушений. Поэтому те, кто смог, разъехались по родственникам, но остались те, кому попросту некуда деваться. Большинство – уже пожилые люди.
При этом обитатели злополучного здания получают нешуточные счета за «коммунальные услуги», вполне сравнимые с теми, которые приходят жителям более комфортного жилфонда. Жители общежития недоумевают: а что, собственно, они получают за эти деньги? Ведь даже косметического ремонта здесь не проводилось давно.
– Несколько лет назад пришли к нам ремонтники с жутким перегаром, принесли три мешка какого-то стройматериала, намереваясь, как мы поняли, замазать щели в здании. Но как ушли они на перекур, так больше и не появились. А содержимое мешков вскоре превратилось в камень, – рассказывает Яна Бачурина.
Получить комментарий от руководителя УК «Жилстройкомфорт» Олега Хомякова не удалось. Его секретарь на звонки постоянно отвечала, что Олег Иванович только что срочно вышел. Поэтому мы обратились за разъяснениями в администрацию Соликамска.
Там пояснили, что беды жильцов этого дома, как и других аварийных зданий, хорошо известны. Обязать УК заняться ремонтом дома местные власти не имеют права: закон возложил содержание общего имущества в многоквартирных домах на собственников помещений. Управляющие компании делают это за счет собранных ежемесячных платежей. Но, как правило, обитатели ветхих домов неохотно вносят платежи за их обслуживание.
С одной стороны, их можно понять, зачем платить за развалюху? С другой стороны, разорвать порочный круг все труднее: нет денег на ремонт – здание ветшает – платить за него чем дальше, тем все меньше желания. Можно, конечно, обратиться в краевую инспекцию государственного жилищного надзора с жалобой на УК, как советуют власти Соликамска. Но не исключено, что инспекция первым делом увидит систематическую недоплату, и весь вопрос с ремонтом упрется именно в этом факт. Хотя попробовать стоит.
Почему дом не сносят?
Дом признан аварийным и подлежащим сносу в мае 2021 года. Но в программу переселения, действующую на тот момент, его не включили: в нее входили только здания, признанные аварийными до января 2017 года.
При этом нельзя сказать, что в Соликамске не следят за жилфондом. Большая его часть обследована, по многим домам приняты решения. По данным министерства ЖКХ и благоустройства, в программу капремонта жилья внесено 536 соликамских домов. С 2018 по 2023 годы в 503 домах выполнено 659 видов работ: 392 комплексных обследования их состояния и 267 видов строительно-монтажных работ. На обследование затрачено 44 млн рублей, а в капремонты в 2015-2022 годах вложено 309 млн рублей.
Данные об износе домов внесены в информационно-аналитическую базу для выставления на торги в этом и в будущем году. В их числе – проблемные дома по улицам Добролюбова, Черняховского, Матросова и другим адресам. Работы сегодня ведутся в домах по улицам Разина, Котовского, Набережной, Калийной и др. Обновляются кровли и фасады, фундаменты и коммуникации.
Правда, есть проблема: с февраля 2015 по январь 2023 года собственникам домов начислено 1,3 млрд рублей взносов на капремонт, а оплачено только 974 млн рублей. Собираемость на уровне 73 процентов тормозит процесс ремонта.
Что касается аварийных домов, то часть из них расселили в 2019–2023 годах. Но сейчас заявки муниципалитетов на получение субсидий на 2024 год не принимают из-за отсутствия средств. Как говорят власти Соликамска, дом № 20 по улице Фрунзе планируется расселить не позднее 31 декабря 2030 года. Да, если появится источник финансирования. Людям предоставят жилье получше, но пока срок установлен такой.
То есть терпеть бедствующим жильцам дома № 20 предлагается еще более семи лет. Если, конечно, здание не рухнет на их головы раньше. Как это случилось минувшим летом в Верещагине. Там обрушилась стена общежития, расселение которого планировали на 2025 год.
Герман Самарин

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
30/09
30/09
29/09
29/09
