Станет ли Пермский край Меккой промышленного туризма? — Звезда

Станет ли Пермский край Меккой промышленного туризма?

2021 , 19:59

Пермский край уже несколько веков остается крупным индустриальным центром страны.

Со времен Строгановых и Голицыных, времен основания Егошихинского медеплавильного завода и разработки месторождений Соли Камской Прикамье развивалось в основном как кузница, опорный край державы, выражаясь строками Александра Твардовского.

Немудрено, что богатое историческое наследие Западного Урала воплощено сегодня в регионе в основном в виде крупных промышленных объектов. Неудивительно, что отдельная площадка на Пермском инженерно-промышленном форуме 2021 года, завершившемся на днях, была посвящена перспективам развития в крае промышленного туризма.

Радость от каски

В Пермском крае действительно представлена квинтэссенция развития российской индустрии. Начиная от ростков «горнозаводской цивилизации» в районе Теплой Горы, шахтерских поселков рядом с сегодняшними Кизелом и Губахой, солеваров Усолья и Соликамска и заканчивая успешными IT-стартапами в Перми и Пермском районе.

В годы Великой Отечественной войны в то время Молотовская область была сосредоточением львиной доли производственного потенциала Советского Союза. Красноармейцы дошли до Берлина в лысьвенских касках, первый выстрел по территории рейха в 1944 году был произведен из пермской пушки, залпы «катюш» обеспечивались пермским порохом. На наших авиадвигателях заходили в атаку на врага истребители Ла-5, Ла-7, бомбардировщики Ту-2, Пе-8, Су-2, штурмовики Су-6...

И в XXI веке Пермский край остается в авангарде промышленного производства. Базис для формирования регионального бюджета обеспечивает реальный сектор экономики. Ставка на внутренний туризм сейчас – общероссийский тренд. По словам участников форума, целенаправленное посещение предприятий с ознакомительными экскурсиями сегодня многие рассматривают как часть общей грамотности населения.

При этом, как акцентировала внимание руководитель программы по развитию промышленного туризма Агентства стратегических инициатив Ольга Шандуренко, 67 процентов россиян считают, что отечественная промышленность – это экскурс в прошлое, при таком культпоходе им предстанут низкое качество продукции, дедовские технологии и отсутствие инноваций...

Между тем пермских роботов, без преувеличения, можно сейчас встретить почти во всех уголках планеты. Так что региону есть сегодня чем гордиться и что показать как самим пермякам, так и гостям Прикамья.

Ведь промышленный туризм – это не только продвижение определенных брендов и создание лояльности потребителей, но и PR для всего региона, основа для повышения его инвестиционной привлекательности.

– В основе промышленного туризма, как и любого другого вида путешествий, лежат эмоции и впечатления, – делится разработчик методических рекомендаций по развитию промышленного туризма в регионах РФ Дарья Кисельникова. – У пермских компаний есть все шансы такие эмоции своим гостям дать.

Возьмем, к примеру, современное суксунское предприятие, где производят защитные каски. Когда мы туда попали и увидели, как их производят, нашей радости не было предела. Конечно, теперь в любой промышленной экскурсии мы будем упоминать о Суксуне и процессе литья касок.

Перед Прикамьем лежит широкий выбор для развития и продвижения бренда на любой вкус: от пермского периода геологической истории Земли до производства модерновых роботов, от древних реликвий типа звериного стиля до космических технологий.

Воспользоваться готовыми методиками организации производственных экскурсий могут не только промышленные гиганты, нефтяники, энергетики, производственники, но и хлебопекарни или, к примеру, магазины, отели, транспортные предприятия и логистические центры, фармкомпании. Повседневно их услугами пользуются десятки тысяч людей, однако есть и точки, недоступные широкой аудитории. А эти невидимые стороны тоже могут быть интересны и полезны.

Не было бы счастья

Пандемия коронавируса уже основательно переформатировала туристический кластер как в регионе, так и в стране в целом. Выездной туризм, по сути, до сих пор поставлен на паузу, а недавнее решение еще ограничить полеты в Турцию и Танзанию придаст мощный импульс развитию внутреннего туризма.

Причем речь идет не только о курортах Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев. Ценовая политика тамошних отельеров вызывает большие вопросы не только у потенциальных туристов, но уже и у властей. Открывается окно возможностей практически для всех регионов страны. У Пермского края перспективы и вовсе одни из самых интересных.

– Наш регион – один из индустриальных центров России, – говорит губернатор края Дмитрий Махонин. – Сегодня наша задача – найти точки соприкосновения сфер промышленности и туризма, рассказать жителям и гостям Прикамья о том, чем край может гордиться, о богатой истории наших предприятий, о процессе производства и об инновационных разработках. Уверен, наше сотрудничество с Агентством стратегических инициатив с этой точки зрения будет эффективным и результативным.

Сейчас промышленный туризм – одно из семи приоритетных направлений развития всей туристической отрасли в Прикамье. 19 туристических компаний предлагают экскурсии на предприятия, сформированы и реализуются 65 программ для жителей и гостей края.

В прошлом году в них участвовали более 40 тысяч туристов, большая часть из которых – школьники. Кроме того, наш регион включен в единый маршрут по разряду промышленного туризма совместно с Удмуртией и Свердловской областью.

Предложите завод командированному

В настоящее время о заинтересованности в системном развитии промышленного туризма заявили 32 предприятия, работающие в пятнадцати муниципалитетах края.

– Комплексный подход к промтуризму станет для края одним из этапов профориентации студентов и школьников, поможет в выборе профессии и вектора развития, – делится такими планами зампредседателя правительства по вопросам цифровой трансформации, развития туризма и реализации молодежной политики Алексей Черников. – Новые рабочие места для молодежи открываются на предприятиях уже сегодня.

Кроме того, мы планируем создать актуальные турпродукты для данного сегмента и представить их на федеральный уровень. Тем самым еще раз подтвердить высокий научно-технический потенциал Прикамья, чтобы привлечь в край специалистов из других регионов.

Инициативы властей удачно коррелируют с общероссийскими тенденциями в сфере продвижения внутреннего туризма. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в жизненных приоритетах россиян возможность путешествий находится сразу после базовых ценностей здоровья, семьи и работы.

В 2020 году чаще всего в другие регионы России путешествовали россияне в возрастной категории 18-24 года (42%) и 25-44 года (34-36%). При этом 92% от тех, кто путешествовал по России в год разгула пандемии, остались довольны. 22% в этом году намерены провести отпуск в России (в 2020 году – 13%).

Как видно из социологических исследований, потенциал роста для отрасли весьма существенный. И Прикамью грех не воспользоваться складывающейся конъюнктурой.

Грамотный и системный подход даст возможность с минимальными издержками преодолеть последствия кризисной ситуации, связанной с ограничительными мерами, введенными по причине коронавирусной инфекции.

– В Пермском крае 60 процентов туристов – это «деловые путешественники» (фактически командированные – ред.), – говорит председатель Ассоциации промышленного туризма в Пермском крае Елена Кривенкова. – Если вы предложите им экскурсии на предприятия, они с удовольствием воспользуются такой возможностью.

Пока на Урале нет официально признанной столицы промышленного туризма. Я считаю, Пермь должна побороться за право называться таковой и получить это звание.

Отметим, осенью в Прикамье планируют провести общероссийский форум промышленного туризма. Это мероприятие должно стать дополнительным драйвером к развитию отрасли на Пермской земле.

Николай Ставцев
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: