Всеволод Бедерсон: «Пермь-300 токсичен для политической элиты» — Звезда

Всеволод Бедерсон: «Пермь-300 токсичен для политической элиты»

2020 , 11:05

Проект «Пермь-300» стал по большому счету грандиозным PR-проектом для администрации Пермского края, разработанным без учета общественного мнения и в итоге способный привести к грандиозному провалу. Кроме того, в 2023 году 300-летний юбилей будет праздновать Екатеринбург, за которым столице Прикамья вряд ли угнаться. Такое мнение в интервью Роману Попову на радиостанции «Эхо Москвы в Перми» (16+) высказал научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований при Пермском государственном национальном исследовательском университете, кандидат политических наук Всеволод Бедерсон. 

Проект «Пермь – 300» и аналогичные проекты - в первую очередь, PR-активность или практическая программа действий?

— Истина посередине. Главная проблема проекта «Пермь-300» в том, что его, как такового, нет. Существовали несколько устойчивых и поддержанных предыдущими властями проектов. Самый известный «Пермь – 300 лет на Каме», который делал MLA+ и Андрей Головин, большой профессионал. При Решетникове это был мейнстримный проект, не созданный, но поддерживаемый властью. Сейчас, как я понимаю, и для федералов, и для местных это периферийная история - в контексте проблем с коронавирусом. Еще одна проблема состоит в том, что наше 300-летие совпадает с 300-летием Екатеринбурга. И при всем нашем локальном патриотизме Екатеринбург для центральных властей более значим. Большие федеральные ресурсы не могут быть выделены сразу на два города. Скорее всего, Екатеринбург будет более подержан. Да, в Перми были показаны амбициозные проекты, но самое реальное, что мы можем получить – ремонты фасадов домов на Компросе. 

Празднование “круглых” юбилеев российских региональных центров (Петербург-300, Казань-1000) - это попытка федеральных властей, воспользовавшись случаем, развить инфраструктуру страны через “комсомольские стройки к годовщине Октября” или чистая политика? 

— Юбилей – это политическое событие. Мы понимаем, почему Петербург был значим для Путина, понимаем, что юбилей Казани в нынешней политической конфигурации – тоже. Все остальное сложнее. Я считаю, что Екатеринбург имеет шанс быть «задобренным» центром, поскольку у них был протест по поводу храмов, Ройзман. Важно вложиться в лояльность этой значимой в политическом смысле территории. Мы не так значимы в этом плане, и будем на вторых ролях. Пускай наш юбилей ограничится ремонтом фасадов и переездом галереи – это уже будет неплохо. 

Может ли «Пермь – 300» изменить город? 

— Если будет гражданская, общественная повестка к 300-летию – это будет очень хорошо. Если своими силами можно что-то переосмыслить - например, тезис «ни одного застроенного сквера и парка до 300-летия», то это уже большое завоевание самого городского сообщества. Без власти и денег отметить юбилей тоже можно. Ведь это не только “торжественное событие”, но и повод вернуться к осмыслению своей идентичности. 

Может быть, на стадии планирования проекта «Пермь – 300», нужно было сразу опираться на местное сообщество, а не ждать “федеральных” денег? 

— Я соглашусь, но полагаю, что «там» не принято так думать. Невозможно выдвинуть идею, что мы не будем просить денег у Центра. Никто этого не поймет. Но еще есть время что-то изменить, учитывая то, что мы вступаем в затяжной кризис и упадок. Если бы сложился определенный общественно-властный консенсус по поводу того, что мы сами по себе, но нам важно думать о ценностях сообщества, городского развития – это было бы современно и прогрессивно. Мне кажется, что такого не будет. Когда мы говорим про юбилей большого города, то многие думают о больших концертах на центральной площади, которые, по сути, большая трата денег. Я говорю о другом - о формировании собственной повестки. Это может быть более современно, но одновременно и сложно. Если опираться на проблемы Перми, то это вопросы исторической застройки, зеленых территорий, и шире — строительство дорог и инфраструктурных проектов. Эти три направления свойственны городам-миллионникам. Если по этим сферам будет что-то сделано или не будет что-то потеряно, то это уже шаг вперед. 

Какие проекты, по-Вашему прогнозу, реально довести до завершения к 300-летию? Что запишут в “успешные итоги” проекта “Пермь-300”?

— Интуитивно мне кажется, что будут доделаны галерея и зоопарк, например. Плюс небольшие инфраструктурные решения, ремонты, реставрация, а также галерея - один из пермских долгостроев, наиболее близкий к реализации. Вот Оперный театр - вряд ли. 

Удастся ли кому-либо получить “дивиденды” - политические, например - от реализации проектов к 300-летию Перми? Кому?

— Я думаю, что ожидания чего-то “большого” от предстоящего 300-летия у пермяков есть. Но мне кажется, это ложное ожидание - и не нужно себя этим тешить. Скорее всего, эти ожидания не будут реализованы. Поэтому мне бы не хотелось, чтобы врио губернатора Дмитрий Махонин плотно “смыкался” с этим проектом. Стремясь показать себя “первыми ученикам”, мы рискуем потерять что-то местное, но при этом не получить от центра что-то значимое. 

Вы хотите сказать, что «Пермь -300» - токсичный проект, от которого лучше держаться подальше?

— Это хорошее резюме. Поскольку этот проект токсичен для политической элиты, причем и для федерального Центра, и для краевой власти. Тут велик риск “пережать”и стать источником разочарования.



Новости Mediametrics: