Уникальным экспонатам «Ретро-Гаража» не нашлось места на заводе Шпагина, и теперь они ржавеют под снегом

20 марта, 14:35


Год назад у уникального пермского музея «Ретро-Гараж» была поддержка властей всех уровней, подтвержденная «бронь» на раскрученной площадке завода имени Шпагина, перспективы участия в документальном фильме, посвященном автогонке «Пекин — Париж» 1907 года.

Сейчас экспонаты музея (советские грузовики и легковушки, модели самолета и танка) разбросаны по разным уголкам Перми. Одни стоят на стоянках под отрытым небом и завалены снегом, другие находятся в частных гаражах.

Пустые обещания

— Конечно же, автомобили портятся — раньше мы старались их даже не эксплуатировать в сырую погоду, а тут вариантов нет. Музей с июля не работает, был закрыт на переезд, — рассказывает директор музея Александр Черепанов. — Осенью прошлого года мы уже перевезли часть имущества на территорию завода им. Шпагина, были уверены, что переедем до Нового года. В предложенном нам помещении активно шел ремонт: там сделали заливной пол, установили стеклопакеты. И вдруг мы узнали, что ремонт — «не про нас», властями принято решение о размещении там театра «У Моста». Трудно развиваться в столь непостоянных условиях. Нам отказали в размещении музея якобы по причине того, что мы не обосновали посещаемость музея в 100 тысяч человек в год. Да один наш паровоз в День Победы собирает до 10 тысяч человек!

Художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов, в свою очередь, рассказывает:

— Нам предложили место на заводе им. Шпагина после того, как выяснилось, что здание заводоуправления не подходит: в нем нет места под фойе на 300 человек, а в строительстве пристроя для фойе нам отказали. Осмотрели новое пространство, предложенное взамен, я согласился — нам подходит. Что этот цех хотели передать «Ретро-Гаражу», я не знал.

С размещением на спорной площадке (речь идет о пристрое в 2,5 тыс. кв. м к цеху № 5, его также называют «цех № 6») театра «У Моста» тоже всё не так просто.

— Там достаточно места для театра, но сам театр внутри цеха нужно еще построить. Должен быть проект, — говорит Федотов.

Очевидно, что процесс проектирования и строительства займет не один год. Пока же, по словам художественного руководителя, театр будет находиться на своем старом месте.

Как сделать музей «живым»

По словам Александра Черепанова, подобного развития событий сотрудники «Ретро-Гаража» никак не ожидали, ведь решение о размещении музея на заводе им. Шпагина было озвучено на совете по культуре при губернаторе Пермского края, закреплено распоряжением краевого правительства. Более того, президентский грант в 1,6 млн рублей, предоставленный «Ретро-Гаражу» в 2018 году, по сути, был выделен как аванс на подготовку к созданию технического музея. Цель гранта под названием «Индустриальное ядро Пермской истории» была обозначена четко: «создание условий для конструктивного диалога с властями по созданию технического музея». Всё развивалось как нельзя лучше: проект технического музея на площадке завода Шпагина был успешно представлен пермяками в 2019 году на Санкт-Петербургском социокультурном форуме. Идею создания музея поддержал депутат Госдумы Игорь Шубин.

Президентский грант «Ретро-Гараж» отработал по полной программе.

— Мы обобщили европейский и российский опыт по созданию технических музеев, проанализировали его, создали три варианта проекта музея. Знакомились с коллегами, осмотрели музей железной дороги в Екатеринбурге, расположенный в вокзале, аналогичном нашей Перми I, — рассказывает Черепанов.

Проект технического музея (все его варианты) весьма амбициозен и рассчитан именно на площадку завода Шпагина. Главная идея заключалась в том, что все экспонаты — и автомобили, и паровоз, и детский автогородок, и железная дорога, и реставрационная мастерская — не были бы статичными.

— Это должен быть «живой» музей, в котором все экспонаты двигаются по площадке, меняются во времени. Реставрационная мастерская должна привлекать людей не раз и не два, поскольку в ней можно было бы отследить процесс реставрации автомобиля в течение нескольких месяцев — это увлекательно. Подобных экспозиций нет ни в одном техническом музее России, — объясняет Черепанов.

Идеей создания «живого» музея, в котором постоянно бы что-то менялось, Черепанов загорелся еще в 1996 году.

— Посетил музей гоночных автомобилей на трассе Нюрбургринг в Германии, приехал через год — выставка на 50% обновилась, — рассказывает директор «Ретро-Гаража». — Тогда я задумался, что здорово было бы создать подобный «живой» музей в России.

План, который рухнул

В 2014 году энтузиасты рискнули и устроили выставку советских автомобилей на уличной площадке Музея-диорамы, которую за месяц посетили 22,5 тыс. пермяков. По посещаемости «Ретро-Гараж» в тот год оказался на третьем месте среди общегородских мероприятий после «Белых ночей» и «Флаэртианы». «Ретро-Гараж», заручившись поддержкой пермяков, попытался найти постоянное пристанище. Однако такого не нашлось: то рухнут перекрытия, то хозяин выставит помещение на торги.

Последнее место обитания «Ретро-Гаража» на ул. Дружбы, 34, было слишком дорогим: арендная плата достигала 3,5 млн рублей в год. В июле 2019 года музей рассчитался с долгами за аренду и покинул это помещение, зная, что уже в январе въедет в цех завода им. Шпагина. Рассчитывая на эту площадку, руководство «Ретро-Гаража» договорилось с «РЖД» о предоставлении экспонатов — паровоза и теплушек. Одновременно вели переговоры с режиссером-документалистом Михаилом Чумаком о съемках исторического игрового фильма об автогонке «Пекин — Париж» 1907 года, маршрут которой проходил через Пермь. Предполагалось, что часть съемок пройдет на заводе им. Шпагина. В свете последних событий планы меняются.

— Автомобили для фильма нужно создавать по историческим документам почти с нуля, нужны производственные мастерские, которыми мы не располагаем, — говорит Черепанов.

Вопросы без ответа

В министерстве культуры Пермского края на запрос «Звезды» о перспективах размещения «Ретро-Гаража» на территории завода Шпагина ответили: «На данный момент большинство помещений на территории социокультурного пространства «Завод Шпагина» находятся на этапе реконструкции или готовятся к ней. Сейчас известно, что там будут размещены музей «Пермский период» и концертно-выставочное пространство. Также резидентом завода Шпагина станет театр «У Моста». Резиденты, которые займут остальные помещения, будут определены после проведения всех работ по приспособлению существующих помещений для использования и реконструкции». На вопрос, получит ли свое место на заводе Шпагина «Ретро-Гараж», в пресс-службе министерства ответили: «Пока об этом говорить рано».

Сейчас экспонаты «Ретро-Гаража» разбросаны по городу — под снегом, в частных гаражах. Энтузиасты музея продолжают свою деятельность по подготовке ежегодных ралли старых автомобилей — «Пермь Великая», «Париж — Пекин». И надеются на то, что «Ретро-Гаражу» найдется место в Перми.

Наталья Стерледева, фото Владимира Бикмаева.